logo
Современные экологические концепции взаимодействия природы и общества

1. Современные экологические концепции взаимодействия общества и природы

Современные экологические концепции отражают соответствующее развитие производительных сил и опыт, накопленный в результате изучения влияния научно-технического прогресса на состояние окружающей природной среды.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост - в качестве примера можно назвать теорию Мальтуса), концепцией глобального управления ОПС, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Появление большинства из них связано с деятельностью Римского клуба - международной ассоциации экономистов, демографов, социологов, специалистов в области естественных наук, представителей деловых кругов мира. Создан Клуб с целью подготовки прогнозов развития современного общества [2].

Авторы концепции пределов роста и других вариантов данной модели (нулевого развития, стабилизированного развития) полагают, что экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения соответствующих пределов перспективного развития экономики, научно-технического прогресса, а также управления демографической ситуацией. Некоторые из вариантов этой концепции предусматривают требования относительно возвращения к нулевому развитию, искусственному свертыванию науки и техники до такого предела, при котором хозяйственная и демографическая нагрузки в обществе не будут превосходить ресурсные возможности природной среды [2]. Согласно другой модели - концепции органического роста - мировая экономика должна рассматриваться как совокупность региональных систем. С учетом этого необходимо дифференцированно подходить к экологии различных стран и территорий.

Ключевым моментом при таком подходе является экономический и культурный уровень развития региона, территории, государства. Авторы концепции классифицируют страны на богатые и бедные и предлагают обеспечить гармонию во взаимодействии общества и природы за счет перераспределения средств между государствами. Наиболее крепкие в экономическом отношении государства должны оказывать материальную, финансовую и иную помощь развивающимся странам [2].

Сторонники этих двух концепций стремятся привлечь внимание общества к охране окружающей природной среды, призывают объединить усилия при решении общих для человечества экологических проблем.

Сильная сторона этих концепций в признании, что нам действительно надо соизмерять возможности развития технического прогресса с реальным потенциалом природы и перспективы причинения вреда природной среде, здоровью человека.

Слабая сторона в том, что они не учитывают важнейшего обстоятельства: нельзя остановить научно-технический прогресс и невозможно в современных условиях вернуть общество к нулевому развитию.

Концепция глобального управления базируется на идее единства и тесной взаимосвязи материального мира. Потому эффективность охраны природы планеты напрямую зависит от коллективных усилий всего международного сообщества.

Сторонники этой концепции исходят из того, что весь материальный мир един и взаимосвязан, что задачи эффективной охраны природы планеты могут быть решены лишь коллективными усилиями всего международного сообщества. Они предлагают создать надгосударственный орган, который бы управлял охраной и использованием окружающей природной среды во всех странах и регионах. Его решения и требования в области экологической политики должны стать обязательными для всех стран на планете [2].

Ранее считалось, что эта концепция является утопичной из-за противостояния капиталистической и социалистической систем. В нынешних условиях развития нового международного порядка, в условиях радикального преобразования отношений в бывших соцстранах вполне возможно образование такого органа, который бы осуществлял контроль и надзор за использованием и охраной окружающей среды как в отношении международного, так и национальных природных объектов. Этому органу можно было бы придать функции, во-первых, оказание скорой экологической помощи бедствующим районам и, во-вторых, применение мер экономического, дипломатического и иного воздействия тем государствам и странам, которые не выполняют международных соглашений по охране окружающей среды. Кроме того, данный орган мог бы внести свою лепту в подготовку комплексных программ по оздоровлению окружающей природной среды. Большую роль он может сыграть также при разработке способов экономического и дипломатического воздействия на страны, не выполняющие требований международных соглашений в области охраны окружающей среды. Особое значение сегодня имеет концепция экологической революции. Революция, о которой упоминается в названии концепции, предусматривает качественные изменения в мышлении человека, о переходе от потребительской психологии к осознанию рационального природопользования с учетом охраны окружающей природной среды; а не потрясения в сфере научного, экономического, политического или социального развития общества [2].

Потребительская психология природопользователя постепенно должна уступить место осознанию человеком необходимости рационального бережного хозяйствования на земле.

Теория экологической революции предусматривает следующие требования:

· переоценка взглядов на природу как источник потребления;

· пропаганда охраны окружающей среды;

· изменение методов хозяйствования, которые способствуют загрязнению и истощению природной среды.

В перспективе предполагается переход к системе хозяйствования, основанной на бережном использовании природных ресурсов.

С каждым десятилетием человечество все больше убеждается в том, что невозможно развивать экономику, не соблюдая требований в области охраны окружающей среды. При этом нельзя обеспечить выполнение требований охраны природы без поступательного экономического развития.

Эта аксиома о взаимодействии экологии и экономики положена в основу самой современной концепции развития и охраны окружающей среды. С учетом этой концепции строят свою деятельность международные организации, стратегическая цель которых - обеспечить сочетание общественного прогресса и сохранения окружающей природной среды во имя повышения качества жизни человека. Речь идет о сочетании общественного прогресса, движение человечества вперед с сохранением окружающей природной среды во имя сохранения и повышения качества жизни человека [2].

Концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию, проведенном в сентябре 2002г. в Йоханнесбурге -- концепция устойчивого развития.

Можно выделить несколько ее основных принципов:

· человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;

· необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;

· охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

1) экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живет человек);

2) экономический фактор (преобразование рыночной системы);

3) социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой [2].

Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является Повестка дня на XXI век. Именно в Повестке дня на XXI век отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется «Создание эффективной правовой и нормативной структуры». Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.

Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации концепции устойчивого развития, устойчивым развитием способствовать укреплению международного управления [1].

Кроме подобных глобальных встреч, проводятся сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию людей. Координатором этих действий и многообразных международных правительственных и неправительственных организаций выступает Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), созданная по решению Генеральной ассамблеи ООН в 1983 году.

К настоящему времени в документах МКОСР названы ряд аспектов и составляющих их элементов устойчивого развития. Это, во-первых, политико-правовой аспект, который включает множество элементов современного правового государства, подлинно гражданского общества [1].

Во-вторых, экономический аспект, включающий разумное сочетание разных форм собственности, развитых товарно-денежных отношений, государственного регулирования экономики.

В-третьих, экологический аспект, в обобщенном виде представленный элементами, нацеленными на формирование ноосферы.

В-четвертых, социальный аспект, заключающий в себе борьбу с голодом, нищетой, безработицей, получение достойного воспитания, образования и другого.

В-пятых, международный аспект, включающий борьбу за мирное сосуществование всех стран и народов, экономическое сотрудничество, оказание помощи слаборазвитым странам, активное содействие ООН в природоохранной деятельности.

В-шестых, информативный аспект, в состав которого входят кибернетизация и информатизация всего народного хозяйства и культуры, пропаганда успехов стратегии устойчивого развития, выдвижение на приоритетное место информационных ресурсов перед вещественно-энергетическими и другие составляющие.

Благодаря активной деятельности МКОСР во многих государствах созданы комиссии, комитеты и институты по устойчивому развитию.

В России в марте 1995 года принята правительственная «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития». В этом документе дана картина тяжелого эколого-экономического положения страны, изложены некоторые общие принципы и направления перехода России к модели устойчивого развития [1].

Итак, на рубеже второго и третьего тысячелетий начался поиск единой для всего мирового сообщества концепции развития. Появление новых экологических теорий, таких как концепции устойчивого развития, экологической безопасности и экологического благополучия, лишний раз подтверждает идею о том, что альтернатива ускоренного экономического роста - устойчивое социально-экономическое развитие. Главная причина экологических катастроф, как показывает практика, в том, что потребление природных ресурсов возрастает в ущерб физическому и духовному развитию человека. Международные форумы, посвященные проблемам экологической политики и миротворчества, способствуют формированию прогрессивных мировоззренческих основ и правовых норм.

экологический глобальный экономический загрязнение