logo
Стандартизация и климат на планете

6 Экология и охрана окружающей среды

В 2005 г. Евросоюз опубликовал экологическую директиву для изделий, потребляющих энергию (EuP). Она включает требования по обеспечению охраны окружающей среды при разработке энергопотребляющих изделий и устанавливает рамки, в соответствии с которыми производитель будет обязан на стадии конструирования снижать потребление энергии.

Директива предусматривает введение так называемых мероприятий по реализации, которые часто соотносятся со стандартами на минимальные энергетические параметры, условия этикетирования изделий по параметрам энергосбережения, а также маркировку систем и распространяется на все потенциально потребляющие энергию изделия в быту, торговлю и промышленности, за исключение транспорта.

Существуют определенные критерии для изделий, включаемых в рамки экопроекта. Одним из них является объем, который должен составлять более 200 тыс.единиц в год.

К весне 2009 г. специальным комитетом были рассмотрены и включены в директиву путем голосования следующие виды продукции:

· электродвигатели (1-150 кВ);

· циркуляционные насосы (1-150 кВ);

· бытовые холодильники и морозильники;

· телевизоры;

· бытовые стиральные машины;

· водонагреватели;

· бытовые посудомоечные машины.

Однако принятие Евросоюзом официального решения по включению в экологическую директиву вышеуказанных видов продукции ожидается во второй половине 2009 г. Требования этой директивы будут обязывать изготовителя проводить полную оценку экологичности продукции с учетом всего срока службы.

Необходимость отметить, что европейские директивы по энергетической эффективности, экологии и охране окружающей среды взаимоувязаны. Так, планирующийся в ЕС отказ от ламп накаливания и переход на энергосберегающие лампы приедет к появлению на рынке ламп, содержащих ртуть и другие опасные вещества. Для регулирования содержания опасных веществ, а так же упорядочивания утилизации продукции, содержащей опасные вещества, в Европейском союзе были разработаны и введены в действие Директива 2002/95/ЕС по опасным веществам (ROHS) и Директива 2002/96/ЕС по утилизации электрического и электронного оборудования (WEEE).

Особый интерес представляет деятельность Системы МЭК по ценке соответствия электрического оборудования и компонентов (МЭКСЭ) в части оценки уровней опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании.

МЭКСЭ, как международная схема оценки соответствия, всегда была заинтересована в предоставлении услуг по оценке соответствия электрооборудования для производителей и потребителей электрооборудования. С появлением европейской директивы по опасным веществам в МЭКСЭ было принято решение о разработке международного стандарта МЭК и процедур оценки соответствия уровня опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании, в том числе и для подтверждения соответствия продукции требованиям данной директивы. С 2008 г. действует стандарт МЭК 62321 «Изделия электротехнического назначения. определение уровней шести регулируемых веществ (свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромированных бифенилов, полиромированных дифениловых эфиров)».

Результатом разработок МЭКСЭ в области оценки уровней опасных веществ стало создание проекта оперативной процедуры реагирования на опасные вещества, которая содержит положения по определению уровня опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании, и предусматривает соответствующую отчетность по нему. согласно вышеуказанной оперативной процедуре, результатом оценки будет являться заявление о результатах испытаний - документ, которым национальный орган по сертификации объективно подтверждает результаты испытаний МЭКСЭ по опасным веществам. Заявление о результатах испытаний по опасным веществам будет выпускаться на основе протокола испытаний по опасным веществам и является свидетельством для рынка, полномочных и других сертификационных органов. При проведении испытаний должны применяться методы испытаний, описанные в стандарте МЭК 62321, а также стандартизированная форма протокола испытаний. Заявление о результатах испытаний и детали измеренных значений и методов испытаний, опубликованных национальным органом по сертификации, должны быть размещены на сайте МЭКСЭ и станут общедоступными. Для получения права проводить оценку / испытания по опасным веществам, национальный орган по сертификации и испытательные лаборатории, помимо обычных процедур МЭКСЭ, должны пройти оценку комиссией экспертов МЭКСЭ для подтверждения способности и наличия опыта в проведении оценки соответствия/испытаний по стандарту МЭК 62321.

Фактически в настоящее время в МЭКСЭ создан первый полноценный инструмент для проведения оценки соответствия уровня опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании, который может быть обеспечен необходимой инфраструктурой сертификационных органов и испытательных лабораторий.

В Российской Федерации законодательство по техническом регулированию в области экологической и энергоэффективности пока отсутствует. Представляется целесообразным широко использовать международный опыт и уже готовые решения в этой области для создания передового национального законодательства, направленного на решение задач, поставленных в Указе Президента РФ от 04.06.2008 «О некоторых мерах по повышению энергетической эффективности российской экономики».

С целью создания российского законодательства по ограничению содержания опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании, предлагается разработать соответствующие технические регламенты, основанные на требованиях европейских директив по опасным веществам и по утилизации электрического и электронного оборудования. При этом будет целесообразно опираться на созданный в рамках МЭКСЭ механизм оценки соответствия уровней опасных веществ в материалах и компонентах, используемых в электрооборудовании.

С целью создания российского законодательства по энергетической эффективности предлагается разработка первоочередных технических регламентов по энергосбережению основанных на базе уже имеющихся европейских директив в этой области. Прежде всего, это директивы по маркировке / этикетированию потребления энергии различных видов наиболее энергопотребляющего электрооборудования: бытового холодильного и прачечного оборудования, бытовых электрических печей, кондиционеров, посудомоечных машин и др[2].

Из выше сказанного следуют следующие выводы: 1. одним из эффективных средств по уменьшению негативных последствий изменения климата является комплексная стандартизация. 2. Для решения проблем экологии необходима замена экологически опасных бензина и дизельного топлива на экологически чистое топливо, и в первую очередь - на биодизель. 3. внедрение технического регулирования в области экологической и энергоэффективности.