Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов

реферат

2.Система торговли углеродными единицами выбросов как основа современного рынка прав на вредные выбросы парниковых газов

Считается, что именно созданием Европейской системы торговли квотами положили начало официальному оформлению рынка прав на вредные выбросы парниковых газов, которая является его так называемой экспериментальной лабораторией. ЕСТКВ - предшественница международной системы торговли выбросами и носит уже обязательный, а не добровольный характер. Она охватывает предприятия 27 стран - членов расширенного ЕС, а также Норвегию, и предполагает в своей деятельности два этапа - 2005-2007 и 2008-2012 гг. Системой устанавливаются ограничения на выбросы С02 в энергоемких отраслях стран путем ввода ограниченного количества разрешений на их эмиссию. Именно эти разрешения, а не права на выбросы, и составляли основу торговли в ЕСТКВ в начальный период.

На втором этапе ЕСТКВ, совпадающем с первым периодом действия Киотского протокола, европейским предприятиям разрешается использование также и кредитов ЕСВ и ССВ для выполнения своих обязательств по сокращениям. Однако, по Киотскому протоколу, максимальное количество проектных углеродных кредитов не может превышать в среднем 11% общего количества выданных на второй этап ЕСТКВ разрешений. Главное достижение этой системы в том, что она показывает, сколько может стоить эмиссия углекислого газа в Европе. Сегодня углеродное ценообразование постепенно приобретает черты, присущие главным вопросам международных отношений.

Общим в идеях Европейской системы торговли квотами и в проектных механизмах Киотского протокола является то, что экономически эффективным и важным считается именно рентабельное снижение эмиссий парниковых газов и не имеет значения география источников их сокращений. Хотя ЕСТКВ была создана как подготовительный этап к внедрению трех механизмов Киотского протокола, на практике развитие и закрепление системы Европейской торговли эмиссиями выбросов стали результатом ограничения действия проектного механизма совместного осуществления и МЧР с перспективой сохранения данной тенденции.

Идея торговли квотами зарекомендовала себя как более эффективный инструмент стимулирования уменьшения эмиссий выбросов, чем налог на них. Имея черты, присущие свободному рынку, система торговли учитывает предыдущие тенденции выбросов в стране и предоставляет право выбора участникам торговли наиболее экономных методов борьбы с эмиссиями. С другой стороны, системы торговли подвергаются критике за проблемы, связанные со стоимостью функционирования, мониторинга, методов распределения разрешений на выбросы и др..

Следовательно, одной из основных тенденций функционирования рынка прав на вредные выбросы парниковых газов является развитие национальных систем торговли квотами в пределах определенной страны. Такие системы формируются в Японии, Южной Корее, Австралии, Новой Зеландии. В провинции Новый Южный Уэльс в Австралии и в Норвегии схемы торговли начали работать соответственно с 2003 и 2005 г. Кроме того, несмотря на нератификацию Киотского протокола США, схема квотирования и торговли выбросами, подобная ЕСТКВ, действует уже в 10 штатах, объединенных в так называемую Региональную инициативу по парниковым газам.

Стоимость прав на вредные выбросы парниковых газов на международном рынке в 2006 г. составляла 30 млрд. евро, в 2007 г. - 40 млрд., в 2008 г. - уже 92,4 млрд. евро. В дальнейшем ее повышение прогнозировалось на уровне 62,6 млрд. евро. При этом основная часть сокращений приходится на ЕСТКВ. На рисунке 1 приведены данные роста мирового рынка прав на вредные выбросы парниковых газов в количественном измерении.

Рис. 1. Ежегодные объемы глобального рынка прав на вредные выбросы парниковых газов

Источник: Информация компании "Point Carbon". http://www.pointcarbon.conL

Рост рынка прав на вредные выбросы парниковых газов сопровождается диверсификацией его продуктов и оформлением институциональной базы. Участники рынка прав на вредные выбросы разрабатывают определенную схему, через которую, как правило, проходит углеродный актив на пути к конечному потребителю. Следует отметить, что сегодня мировому рынку прав на вредные выбросы парниковых газов присущи все черты развитых рыночных отношений.

Например, рынок операций с углеродным активом является легальным рынком, делится на первичный и вторичный, характеризуется наличием

большого количества разнообразных участников и диверсификацией добровольных и обязательных прав на выбросы (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема институциональной базы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов и перемещений углеродного актива

CERs (Certified Emission Reductions) - Сертифицированные единицы сокращения выбросов ERUs (Emission Reduction Units) -- Единицы сокращения выбросов EUAs (European Union Allowances) - Европейские права на выбросы AAUs (Assigned Amount Units) - Единицы установленного количества выбросов VERs (Voluntary Emission Reductions) - Добровольные сокращения выбросов

Таким образом, 2008 г., с одной стороны, был официальным завершением подготовительной фазы становления рынка прав на вредные выбросы парниковых газов. С другой стороны, процесс развития этой подготовительной фазы выдвинул на повестку дня большое количество "углеродных" вопросов, требующих тщательного изучения и эффективного решения. Для Украины 22 одним из этих проблемных вопросов является перспектива кредитных квот, образованных в результате проектов СО, а также единиц установленного количества (ЕУК) выбросов, более известного в мире под названием "горячий воздух".

Что касается последнего, то на 6-й сессии Конференции сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата в 2001 г. Российская Федерация предложила так называемый принцип "Целевых экологических инвестиций", целью которого было положить предел дискуссиям по "неэкологичности" продажи "горячего воздуха". Под "горячим воздухом" имеется в виду неиспользованный объем прав на эмиссию, образовавшийся в результате экономического спада в 90-х годах в странах бывшего СССР и Центрально-Восточной Европы. В пользу концепции "Целевых экологических инвестиций" или "Схемы зеленых инвестиций" свидетельствует то, что, во-первых, сокращение выбросов в указанных странах стоило национальным экономикам огромного снижения благосостояния их граждан. Во-вторых, стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере в ближайшем будущем не ожидается. По оценкам экспертов, в условиях, если все обязательства (в соответствии с Киотским протоколом) будут выполнены, в том числе и США, то за период их действия глобальные выбросы парниковых газов могут увеличиться на 31% по сравнению с 1990 г..

Следует отметить, что последние события в экономике, связанные с кризисными явлениями и падением производства и, как следствие, уменьшением выбросов парниковых газов, значительно оживили интерес к единице установленного количества выбросов со стороны стран, для которых характерен дефицит прав на них. Так, в течение 2008-2009 гг. Украина, Чехия, Венгрия, Латвия и Словакия подписали соглашения на продажу около 150 млн. ЕУК, установленных правительствам Японии, Бельгии, Португалии, Австрии, Испании, Норвегии и Нидерландов. Кроме того, значительная часть трансакций по ЕУК приходится на продажу частному сектору стран, характеризующемуся значительным дефицитом прав на выбросы.

Делись добром ;)