Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов
3. Посткиотские дебаты
Сегодня много дискуссий ведется по поводу судьбы Киотского протокола в период после 2012 г. В основном будущие меры по борьбе с изменением климата должны быть направлены на решение проблем и вопросов Протокола, которые уже сегодня встали перед участниками рынка прав на вредные выбросы парниковых газов.
Так, XIV заседание Конференции сторон ООН, проходившее в Познани 1-12 декабря 2008 г., касалось, кроме всего прочего, ст. 9 Киотского протокола, предусматривающей периодический пересмотр Протокола в свете последних научных, социальных и экономических событий. Кроме многих процедурных вопросов на повестку дня были вынесены вопросы эффективности функционирования гибких механизмов, в частности МЧР, принятия новыми странами количественных обязательств по сокращению выбросов и отчислению части прибылей от механизмов СВ, а также торговли квотами в пользу Адаптационного фонда. Переговорные процессы в Бонне выясняли такие вопросы, как природа будущих количественных обязательств (абсолютные значения или в зависимости от интенсивности выбросов), длительность посткиотского периода (2013-2018 или до 2020 гг.) и др. Резонансным моментом является то, что странами выдвинуто также предложение по включению проектов ядерной энергетики в механизмы будущего соглашения при условии строгого соблюдения требований МАГАТЭ.
Вначале считалось, что, учитывая инерционность событий, ограниченность времени и финансовый фактор, изменение статус-кво не является желательным курсом и шагом вперед в процессе реализации Киотского протокола. Однако международное сообщество пришло к выводу, что Киотский протокол уже не достаточен для решения всего спектра вопросов, встающих перед странами, и необходимо принятие нового документа. Следует отметить, что защитниками нового соглашения, а вместе с тем и расширения действия нового документа в контексте климатических обязательств, являются в основном развитые страны, такие как Япония, Канада и Австралия. С другой стороны, развивающиеся страны настаивают на дальнейшем рассмотрении и модификации действующего Киотского протокола. Эта группа стран (G-77 и Китай) выступает за то, чтобы основные обязательства по сокращению выбросов взяли на себя развитые страны, а обязательными для развивающихся стран считались лишь мероприятия национального масштаба.
Вопреки ожиданиям, XV заседание Конференции сторон ООН, проходившее в Копенгагене 7-18 декабря 2009 г., не положило конец этой неопределенности. В ходе переговоров не были достигнуты договоренности по новому договору, будущему существующих механизмов, судьбе единиц установленного количества выбросов и др. При этом так называемое Копенгагенское соглашение, которое было подписано в течение работы международного саммита, направлено на допущение максимального повышения температуры воздуха на уровне не более 2°С, а также на довольно амбициозные намерения финансирования развитыми странами мероприятий по адаптации для развивающихся стран, а именно по 30 млрд. дол. в год на период 2010-2012 гг. и по 100 млрд. дол. до 2020 г. Как и ожидалось, в проекте подчеркивалась важность разработки мер по борьбе с обезлесением и деградацией лесов, а также национальных мер по смягчению последствий изменения климата в развивающихся странах. Были объявлены также намерения почти всех основных стран, как развитых, так и развивающихся, относительно сокращения выбросов (см. табл.1).
Таблица 1.Намерения отдельных стран, касающиеся количественных обязательств по сокращению выбросов на период после 2012 г.*
Страна |
Объем сокращений, планируемых страной (%) |
Базовый год |
|
Австралия |
5-15 или 25 |
2000 |
|
Беларусь |
5-10 |
1990 |
|
Канада |
20 |
2006 |
|
Хорватия |
5 |
1990 |
|
ЕС-27 |
20-30 |
1990 |
|
Исландия |
15 |
1990 |
|
Япония |
25 |
1990 |
|
Казахстан |
15 |
1992 |
|
Лихтенштейн |
20-30 |
1990 |
|
Монако |
20 |
1990 |
|
Новая Зеландия |
10-20 |
1990 |
|
Норвегия |
30-40 |
1990 |
|
Россия |
15-25 |
1990 |
|
Швейцария |
20-30 |
1990 |
|
Украина |
20 |
1990 |
|
США |
14-17 |
2005 |
|
Бразилия** |
Снизить выбросы на 36,1-38,9% от базовых выбросов до2020 г. |
||
Китай** |
Снизить интенсивность выбросов на 40-45% с 2005 по 2020 г. |
||
Коста-Рика** |
Стать углеродно нейтральной страной до 2021 г. |
||
Индия** |
Снизить интенсивность выбросов на 20-25% с 2005 по 2020 г. |
||
Индонезия** |
Снизить выбросы на 26% от базовых выбросов до 2020 г. |
||
Мальдивы** |
Стать углеродно нейтральной страной до 2019 г. |
||
Мексика** |
Снизить выбросы на 50% с 2000 по 2050 г. |
||
Филиппины** |
Снизить выбросы на 5% против 1990 г. |
||
Республика Корея** |
Снизить выбросы на 4% с 2005 по 2020 г., или на 30% от базовых выбросов |
||
Сингапур** |
Снизить выбросы на 16% от базовых выбросов до 2020 г. |
||
Южная Африка** |
Снизить выбросы на 34% от базовых выбросов до 2020 г. и на 42% до 2025 г. |
* Информация Программы ООН по окружающей среде, http://www.unep.org/climatepledges/ Default.aspx.
** Страны, не входящие в Приложение I РКИК ООН.
В целом переговорный процесс в Копенгагене обнаружил клубок противоречий между развитыми странами и странами третьего мира вокруг обязанностей последних по снижению выбросов парниковых газов. Развивающиеся страны продолжают утверждать, что новые условия приведут их экономики к краху, следовательно, основные обязательства должен взять на себя развитый мир. Несмотря на заявления о сокращении выбросов, некоторые условия выполнения этих намерений со стороны стран, не входящих в Приложение I РКИК ООН, и в настоящее время остаются невыясненными и не являются обязательными. После окончания саммита было решено перенести обсуждение этих проблем на очередное заседание Конференции сторон, которое будет проходить в Мексике в конце 2010 г.
В отличие от стран Европы и ведущих стран МЧР (Китая, Индии, Мексики и др.), Украина, в силу определенных экономических и политических факторов, не отличается активным участием в Киотском процессе. Украинское правительство поддерживает идею ограничения выбросов на основные загрязняющие вещества. Его позиция совпадает с позицией многих других государств по установлению ограничений на выбросы для развивающихся стран, имеющих относительно большие объемы выбросов. На будущее Украина предполагает ограничение выбросов в пределах 20% на период до 2020 г. и 50% - на период до 2050 г.