logo
Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности

II.2 Анализ деятельности Управления экологии и природопользования города Перми в рамках природоохранной функции социально-культурной деятельности

В основу анализа легла деятельность Управления по экологии и природопользованию города Перми. Это муниципальное учреждение осуществляет контроль над экологической ситуацией в городе. В его обязанности входит регулирование состояния водной среды, состояния атмосферного воздуха, утилизации промышленных отходов, посадки и вырубки леса. Помимо этих функций, Управление по экологии и природопользованию ведет активную социально-культурную работу по экологическому воспитанию, просвещению и образованию населения города и края.

По словам главного специалиста по экологии и природопользованию администрации города Перми С.А.Тарантиной, каждый гражданин должен не только знать об экологических проблемах города, но и уметь их преодолевать, а ещё лучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание, просвещение и пропаганда - это система эколого-просветительской деятельности, способствующей формированию экологической культуры жителей города Перми. Она направлена на изменение сознания людей, на формирование новых стереотипов поведения, что в конечном итоге должно привести к изменению стиля их жизни, к экологизации их мировоззрения. Эколого-просветительская деятельность управления ориентирована на все возрастные и социальные группы населения города: дошкольников, школьников и студентов, взрослое население. [34]

Согласно третьей статье «Федерального закона об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 - органы местного самоуправления должны организовывать и развивать систему экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры населения. Одна из основных задач деятельности Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми - экологическое воспитание и просвещение населения, как детского, так и взрослого, через привлечение к практическим природоохранным мероприятиям.

Управление по экологии и природопользованию большое внимание уделяет непрерывному экологическому образованию и просвещению - семья - детский сад - школа - вуз. Наиболее тесно Управление сотрудничает с кафедрой биогеоценологии и охраны природы географического факультета Пермского государственного университета. В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве между Управлением и кафедрой студенты привлекаются к общественным работам, при этом решаются сразу две проблемы: выполнение муниципального заказа и сбор студентами материалов для курсовых и дипломных работ.

Многие исследования показывают, что те или иные убеждения у людей формируются в детском возрасте. Именно в детстве закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к миру и природе. Именно поэтому экологическое воспитание необходимо начинать с раннего детства. С целью воспитания осознанно бережного отношения к природе, развития познавательного интереса к окружающему миру, знакомства с природой родного края в Перми проводится городской конкурс проектов по экологическому воспитанию среди дошкольных образовательных учреждений «Эколашка». Важно, что в экологическую работу детские сады вовлекают родителей, местных жителей, представителей разных структур малого бизнеса, что помогает распространению экологических знаний среди населения города.

В экологическом движении города заметным явлением стала работа летних экологических лагерей труда и отдыха, выполняемая благодаря грантам, выделенным Управлением по экологии и природопользованию после проведения городского конкурса социальных проектов «Эколето - 2007». В отчетном году на конкурс было представлено 19 проектов по самым разнообразным и значимым для своего микрорайона и города экологическим проблемам: озеленение школы, создание мини-парка на пустыре, очистка рек, родников, улиц и скверов от бытового мусора, посадка деревьев. Именно такая работа помогает привлечь в экологическое движение города наиболее активную часть подростков, помогает им на практике усвоить и закрепить биологические и экологические знания, полученные во время учебного процесса в школе.

Обеспечение широкого гражданского участия в решении проблем благоустройства территории города с учетом мнения населения происходит благодаря городским конкурсам «Общественные инициативы». В номинации «Зеленая стена» ежегодно выделяются грантовые средства на проведение мероприятий экологического плана. За последние годы были реализованы проекты «Лицо нашей улицы», «Зеленую зону» берем за поруки», «О чистоте заботимся сами», «Парк «Рифей». Во время реализации проектов традиционно проводится уборка мусора, посадка деревьев и общее благоустройство территории города.

Одной из основных причин загрязнения окружающей среды является низкая культура населения вообще, а экологическая - в частности. Реализация проекта «Начни с себя!» Пермской организации «Всероссийское общество охраны природы» проходила в рамках Всемирной акции «Дни защиты от экологической опасности» и была направлена на пропаганду бережного отношения к природе. Организацией была разработана, изготовлена и размещена природоохранная реклама в городском транспорте. Много листовок эколого-охранительного содержания роздано населению студентами эколого-агрономического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии во время молодежного экологического шествия по Комсомольскому проспекту, посвященного Всемирному Дню охраны окружающей среды (5 июня). Студенты и члены штаба молодежного экологического движения «Зеленый мир» были одеты в специально изготовленные фартуки зеленого цвета с эмблемой «Эко-Пермь». Население краевого центра к распространяемым листовкам отнеслось доброжелательно и с большим интересом. Эффективность проекта проявится не сразу. Экологическое воспитание - довольно длительный процесс, поэтому прекращать его нельзя.

Важным аспектом экологического воспитания и просвещения является обеспечение населения достоверной экологической информацией. Привлечь внимание взрослых жителей города к экологическим проблемам, к практическим природоохранным мероприятиям помогают акции и конкурсы, средства массовой информации с циклами теле- и радиопередач по экологической тематике, справочно-информационные издания, сообщающие о состоянии окружающей среды в городе Перми.

Ежегодно издается справочно-информационный сборник «Состояние и охрана окружающей среды в городе Перми», организовано распространение экологической газеты «Луч» (как приложение к газете «Пермские новости») среди библиотек, учебных заведений, учреждений дополнительного образования города. Издана книга А.С.Зеленина «Корюшкин. Невыдуманные истории» - рассказы для детей экологической направленности.

С целью формирования экологической культуры жителей города, были размещены 24 телепрограммы «Пермь. Люди. Экология» на телеканале «Урал-Информ ТВ» и 26 радиопередач «ЭкоПермь» в эфире «ГТРК «Пермь».

По заказу Управления создан публицистический фильм «Город. Человек. Будущее» о формировании, развитии и деятельности общественного экологического движения города Перми. Фильм создан и показан на телеканале «Урал-Информ ТВ». На этом же телеканале начальник управления Л.Б.Третьяков принял участие в прямом эфире тридцатиминутной программы «Есть повод», на которой подведены итоги работы Управления экологии и природопользования за 2007 год.

Управление по экологии и природопользованию ежегодно организует и проводит городские конкурсы агитбригад, экологической моды, шествие в День охраны окружающей среды - это самые массовые мероприятия, очень любимые молодежью города.

Экологический театр детской и молодежной моды «Тандем» на VII Международном фестивале искусств «Звездная юность планеты» получил Диплом I степени. Театр является организатором ежегодного конкурса экологической моды «ЭКО - БУМ», чтобы привлечь внимание подрастающего поколения к разумному использованию материалов при создании оригинальных коллекций одежды из экологически чистых или из вторичных материалов. В 2007 году в конкурсе приняли участие театры моды и творческие коллективы общеобразовательных школ города, учреждения дополнительного образования и лицеи.

Проведение городского конкурса экологических агитбригад «Проблема. Творчество. Решение», организованно в 2007 году Управлением по экологии и природопользованию города Перми. Агитбригады самостоятельно проводили в местах своего проживания природоохранные мероприятия, которые желательно было осветить в прессе. Отчет по итогам акции предоставлялся в оргкомитет конкурса. В первом туре конкурса приняло участие 19 команд. Было проведено 16 акций и 16 выступлений агитбригад для привлечения жителей к решению экологических проблем города. II этап - отборочный. III этап - финальный: выступление 8 агитбригад - победителей конкурса. Такая организация мероприятия позволила не только привлечь внимание общественности города к экологическим проблемам (только в конкурсе агитбригад приняло участие 2240 человек, на канале «Урал-Информ ТВ» был дважды показан финальный этап конкурса), но и внести посильный практический вклад в улучшение экологической ситуации в городе.

На сегодняшний день заметен рост численности общественного движения «ЭкоПермь» и активное участие населения в практических природоохранных мероприятиях.

Этот рост активности вызван озабоченностью со стороны граждан города будущим последующих поколений. Активность проявляют в основном молодые сознательные люди, которым не безразлична нынешняя экологическая ситуация в мире и в городе в частности. Но далеко не все слои населения активны и сознательны в вопросе охраны окружающей среды. Большинство городского населения на сегодняшний день не осознает всей серьезности проблемы и достаточно безразлично относится к призывам о разумном сосуществовании с природой, поступающим со стороны государства и общественных организаций в защиту окружающей среды. На них малоэффективно действуют формы общественных движений, агитационных и культурно-массовых мероприятий. Чувство совести в них не способны вызывать даже мероприятия, организованные и осуществленные детьми. К такому слою населения применимы лишь радикальные меры, такие как реклама по телевидению жестко-пропагандистского характера, призывающая задуматься о себе и своих детях, и содержащая яркий иллюстративный материал. Поскольку телевидение занимает в жизни современного человека немаловажное место, необходимо создать постоянную рубрику в структуре местных новостей, где предоставлялись бы не итоговые, а системные еженедельные отчеты о проделанной Управлением по экологии и природопользованию работе. Весьма эффективными в современном обществе являются «пугающие» лозунги, а также заставляющие задуматься факты и данные статистических подсчетов, размещенные в местных газетах, журналах и других средствах массовой информации. Учитывая серьезность сложившейся на сегодняшний день ситуации, нельзя исключать использование радикальных мер социально-культурного воздействия на широкие слои населения.

Проанализировав работу данной государственной структуры, можно сделать вывод, что:

1. Управление по экологии и природопользованию города Перми ведет активную социально-культурную работу по всем направлениям. Это практическая, агитационно-пропагандистская и туристско-познавательная деятельность, проявляющая себя на уровне детских трудовых экологических лагерей, общественных движений в защиту окружающей среды. Также это культурно-развлекательная деятельность, в рамках которой проводятся конкурсы экологической моды, выступление агитбригад, проведение фото- и художественных выставок;

2. студенты имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью на базе Управления и имею возможность сотрудничества с ним;

3. мероприятия, проводимые Управлением по экологии и природопользованию города с дошкольниками и школьниками, помогают стать им социально активными гражданами города, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой;

4. сегодня необходимо учитывать критическое состояние окружающей среды и выбирать соответствующие формы воздействия радикального и даже устрашающего характера.