Удаление отходов населения

курсовая работа

Актуальность проблемы

В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня развитых европейских стран. Однако концентрация твердых бытовых отходов в крупных городах России в последнее время резко возросла, особенно в 13 городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Волгограде, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, а также в 20 городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек.

О размерах твердых отходов в ряде этих городов можно судить по следующей таблице:

Таблица 1 Образование твердых отходов в крупных городах России

Город

Кол-во отходов, тыс. т в год

Численность населения, тыс.чел.

Годовые отходы, т на 1 чел.

Москва

2 500

10 101,5

0,25

Санкт-Петербург

1 000

4 669,4

0,21

Новосибирск

400

1 425,6

0,28

Омск

260

1 133,9

0,23

Челябинск

200

1 078,3

0,19

Ростов-на-Дону

400

1 070,2

0,37

При этом объем отходов увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации уменьшаются. Соответственно доставка отходов от мест их образования до пунктов утилизации требует все больше времени и средств. Проблему только удорожания процесса транспортировки отходов путем тарифов не решить, особенно за счет потребителей. Как показывает практика, повышение тарифов приводит и к полному отказу со стороны малообеспеченных категорий населения платить за сбор и транспортировку отходов. В России, как и в других странах, крайне необходимо внедрять инновационные технологии и совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов.

Пока они, в основном, просто собираются для "захоронения" на полигонах, что ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах, ограничивает возможности использования городских территорий для строительства жилых зданий и т.д. Под полигоны по захоронению твердых бытовых отходов в России ежегодно отчуждается около 0,1 тыс. квадратных километров пригодных для использования земель, не считая земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. Ежегодное отчуждение земель составляет 0,0006% площади страны. Кроме того, совместное захоронение различных видов отходов приводит к образованию опасных соединений, которые оказывают неблагоприятное воздействие на экологию территории и состояние здоровья населения. Проблемы, связанные с увеличением количества отходов и их влиянием на окружающую среду, создают большие трудности при разработке и реализации территориальной политики. Этими проблемами в России традиционно занимались городские власти. Но в последнее время в связи с передачей ответственности за решение значительной части городских проблем, в том числе и экологических, местным властям, ситуация изменяется, что находит выражение в передаче им финансовых ресурсов для выполнения новых обязанностей.

По действующим с 1995 года и новым, вступающим в силу с 1 января 2006 года, законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на местный уровень переданы вопросы организации "сбора и вывоза бытовых отходов и мусора", а также "утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов". Однако для последовательного решения проблемы должен ставиться и вопрос о выделении в экономическом комплексе городов специальной системы санитарной очистки.

Такая система предполагает осуществление комплекса организационно-экономических и технико-технологических мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации отходов, образующихся на определенной территории, с целью сохранения здоровья населения и общего благоустройства. Кроме деятельности по сбору, временному хранению, транспортировке, обезвреживанию и утилизации отходов в систему санитарной очистки населенных мест должны входить мероприятия, направленные на минимизацию масштабов процесса образования отходов, на организацию рециклинга (recycling - повторное использование), и переработки вторичных ресурсов.

Делись добром ;)