Управление природопользованием в России

курсовая работа

2.4 Направление природоохранной деятельности

Глубокие политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономики природопользования. Возник-ли дополнительные факторы, негативно воздействующие на экологи-ческую ситуацию, -- разрушение единого экономического простран-ства, экономический кризис, межрегиональные конфликты и прояв-ление экоэкстремизма.

Регионы и предприятия в ходе радикальных преобразований стол-кнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией фи-нансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом ин-фляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.

В настоящее время экономика России является переходной. Со-храняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный меха-низм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий пере-ходному периоду.

Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование эко-номических методов управления природопользованием в переход-ный период будет происходить в следующих направлениях.

1. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состо-яния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплекс-ной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.

2. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработка инновационных ме-ханизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организа-ций.

3. Финансово-кредитный механизм природопользования. Совер-шенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологи-ческого страхования, экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских бан-ков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохран-ных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.

4. Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добро-вольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы эко-логического страхования от стихийных бедствий. Создание государ-ственных фондов экологического страхования и поддержки незави-симых страховых компаний.

5. Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных экобанков. Создание специальных банков для реали-зации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда бан-ковских услуг.

6. Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на пред-приятиях.

7. Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим природоохранные ме-роприятия. Применение специального налогообложения экологиче-ски вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсе или аукционе "купли-продажи" лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и кон-трольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.

8. Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоох-ранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохран-ного назначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.

9. Платность природопользования. Развитие видов платы за поль-зование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Со-вершенствование механизма платы за загрязнение окружающей сре-ды, введение новых видов платежей.

10. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранно-го законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Эконо-мический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.

11. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Лимитирование и квотирование природополь-зования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использо-вания природных ресурсов и отходов. Формирование системы эколо-гической сертификации и паспортизации.

12. Учет экологического фактора при приватизации. Установле-ние порядка учета экологического фактора при приватизации. Фор-мирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

Делись добром ;)