logo
Утилизация и переработка отходов потребления в России и за рубежом

1.2 Нормативно-правовое регулирование переработки сырья

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации подразделяются на:

- Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;

- санитарные нормы и правила;

- строительные нормы и правила;

- стандарты и технические условия;

- нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах. [6]

Немаловажным является Государственный кадастр отходов (ГКО), который ведется по единой системе РФ. Порядок ведения определяется уполномоченным правительством РФ Федеральными органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти, субъекты РФ вправе ввести региональные кадастры отхода, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст.20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" №89 от 24.06.1998 г. ГКО включает в себя:

Федеральный классификационный каталог отходов - это перечень образовавшихся в РФ отходов, систематизированный по совокупности приоритетных признаков

происхождению

агрегатному состоянию

степени вредного воздействия на окружающую среду. [2]

На основе обобщения отечественных и зарубежных достижений может быть принята следующая комплексная система управления рациональным использованием материальных ресурсов (КС УРИР). Ее цель - постоянное развитие ресурсосберегающих методов хозяйствования. Составная часть КС УРИР - комплексная система управления рациональным использованием вторичного сырья.

Система предусматривает проведение следующих мероприятий:

научно-технического характера (использование передовой техники и технологии по сбору и переработке вторичного сырья);

экономического (внутрихозяйственное планирование образования, сбора, использования и реализации отходов, установление цен на эти ресурсы и продукты их переработки, материальное стимулирование их рационального применения, комплексный учет и анализ результатов работы с вторичным сырьем);

правового (использование директивных указаний и инструкций в работе с вторичным сырьем, подбор и расстановка кадров, расширение и упорядочение договорных отношений между поставщиками и потребителями;

экологического (использование вторичного сырья с учетом аспектов защиты окружающей среды).

Система носит многоуровневый характер и охватывает все стадии жизненного цикла вторичных материальных ресурсов:

выявление ресурсов;

планирование их сбора и использования, сбор и подготовку к потреблению или реализации; собственно полезное применение;

реализацию на сторону;

профилактику частичного уничтожения.

Организационно-методической, нормативно-технической и правовой ее основой являются стандарты и сертификация вторичных ресурсов. Регламентируя прогрессивные нормы, правила и методы, а также этапы и содержание процессов, стандарты вносят ясность в работу исполнителей, четко разграничивая их права и обязанности, а также устанавливая формы материального и морального стимулирования.

Основные функции стандартов в области управления рациональным использованием вторичных ресурсов:

упорядочение внутренних и внешних связей производственных систем для вовлечения в производство отходов, а также повышения эффективности их использования;

нормирование требований к экономному, рациональному применению вторичного сырья и элементам производства, обеспечивающим выполнение этих требований;

внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и передового опыта (образцов вторичных ресурсов и технологии их полезного использования);

организация трудовых процессов на основе прогрессивной технологии и совершенствования производственных отношений;

обеспечение контроля за рациональным использованием отходов на стадиях их жизненного цикла;

управление рациональным использованием дополнительных источников снабжения.

КС УРИР регламентируется нормативно-технической документацией, определяющей нормирование, оценку и контроль показателей рационального использования вторичных ресурсов, функции управления и организацию трудовых процессов), а также их взаимосвязи. [30]

Особое внимание хотелось бы уделить недавно принятому Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления".

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В Главе III данного закона перечислены основные требования: к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами и другие. [2]

Необходимо отметить так же такой документ, как Региональный реестр размещения отходов.

Региональный реестр размещения отходов - систематизированный свод документированных сведений о расположении на территории регионов объектах размещения отходов (о местоположении, целевом назначении, правовом их состоянии, наличии размещенных отходов), формируемых в результате проведения учета объекта размещения отходов.