logo
Влияние деятельности угольной промышленности на состояние окружающей среды Кемеровской области

2.5 Влияние деятельности угольных предприятий на земельные ресурсы

Тесно связаны между собой проблемы размещения отходов и восстановления нарушенных земель.

В Кемеровской области в результате хозяйственной деятельности нарушено более чем 66,2 тысячи гектаров земель.

Примерно 90 % (57 тыс. га), нарушено при разработке месторождений полезных ископаемых. Доля нарушенных земель в Кемеровской области превышает средние показатели по Российской Федерации почти в 10 раз.

А по отдельным муниципальным образованиям процент нарушенных земель превышает общероссийский в несколько сотен раз. Наиболее нарушены земли угледобывающих районов Кемеровской области (в г. Прокопьевске площадь нарушенных территорий составляет 20 %, г. Киселевске - 27 %, г. Междуреченске - 13,2 %).

Ситуация осложняется тем, что большая часть территории области (60 %) это горные образования и основная антропогенная нагрузка формируется на равнинной части - территории Кузнецкой котловины. Таким образом, почти 17 % равнинной части Кемеровской области - это нарушенные земли. Территориально они совпадают не только с месторождениями каменного угля, но и основной сельскохозяйственной зоной области с ее высокопродуктивными почвами.

Ведение горных работ создает ограничения для развития сельского хозяйства, как в виде отторжения площадей, так и загрязнения почвенного покрова. В результате деятельности предприятий угольной промышленности разрушается почвенный покров, естественные ландшафты, сельскохозяйственные земли замещаются породными отвалами, гидроотвалами, различного вида шламохранилищами.

Площади ежегодно нарушаемых земель превышают объемы рекультивации. Ежегодно угольными предприятиями рекультивируются всего лишь 4-5 % в год от отработанных нарушенных земель.

Принятие некоторых изменений в федеральном законодательстве значительно усложнил работу в этом направлении. Так, исключение проектов рекультивации земель из перечня объектов экологической экспертизы негативным образом отразилось как на сроках, так и на качестве работ по восстановлению нарушенных земель.

А прекращение с 2008 года сдачи отчетности предприятиям по форме 2-тп рекультивация значительно усложнило принятие на региональном уровне необходимых управленческих решений по вопросу рационального использования земель [6, 9, 10].