Шумовое загрязнение западной части города Вологды

дипломная работа

1.3 Влияние шума на здоровье человека

Автомобильно-дорожный транспорт, являясь мощным стимулом экономического развития, представляет собой глобальный экологический фактор. С ростом интенсивности и плотности дорожного движения автомобильные магистрали и улицы городов становятся самым главным источником транспортного шума, загрязнения воздуха, водоемов, грунтовых вод. Кроме того, развитие дорожно-транспортной сети требует отвода новых, нередко ценных земель. Таким образом, автомобильно-дорожный транспорт, являясь необходимым, для решения важнейших народнохозяйственных задач, является главным источником негативного воздействия на окружающую среду [16].

В современных городах население постоянно подвергается воздействию шума высокого уровня. При этом имеется тенденция к постоянному росту шума. Это объясняется большим увеличением количества источников шума, их мощности. В городах постоянно повышается интенсивность уличного движения, используются средства транспорта все большей мощности, имеющие повышенные шумовые характеристики.

По своему воздействию на живой организм шум может оказаться вреднее химического загрязнения. Через него особую опасность имеют возникновение ранних инфарктов и инсультов у людей пожилого возраста ускорение процессов старения организма, ухудшение внимания и многое другое. Шум может спровоцировать резкое ухудшение состояние окружающей среды, следовательно, и условий существования людей.

Воздействие автомобильного транспорта на человека заключается, в первую очередь, в том, что вызванный дорожным движением транспортный шум нарушает сон, усложняет профессиональную деятельность человека, человек становится раздражительным, то есть влияет на его физиологическое и психологическое состояние [15].

В современных городах уровни шумов из года в год возрастают. Подробные физиолого-гигиенические исследования, проведенные как в России, так и за рубежом, показывают, что чрезмерный шумовой фон оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему человека и является причиной многих сердечно - сосудистых заболеваний [8].

Самое опасное влияние шума сказывается на сердечно - сосудистой системе: нарушается сердечный ритм, повышается артериальное давление, ухудшается питание головного мозга. Влияние шума на центральную нервную систему нарушает сон, снижает работоспособность человека, в первую очередь умственную, так как уменьшается концентрация внимания, увеличивается количество ошибок. Существует некая связь между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системой, уровнями шумового фона и длительностью проживания в шумной городской среде. Интенсивное и длительное шумовое воздействие на слуховой аппарат может приводить к ухудшению слуха и вообще к полной глухоте, сопровождающей его разрывом барабанной перепонки. И хотя перфорация (разрыв) барабанной перепонки является обратимым заболеванием, она может восстановиться, однако процесс восстановления долгий и так же зависит от тяжести перфорации [7].

После десяти лет жизни при постоянном шумовом воздействии с интенсивностью в 70 дБ и выше наблюдается рост общей заболеваемости. Поэтому городской шум может стать причиной риска возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Постоянное действие интенсивного шума (более 80 дБ) влияет даже на развитие гастрита или еще хуже, язвенной болезни, так как нарушается секреторная и моторная функция желудка [16].

Шум в больших городах так же ведет к сокращению продолжительности жизни человека. Всех чувствительнее к действию шума лица пожилых возрастов. Например, в возрасте до 25 лет на шум реагируют около 40 % людей, в возрасте 25 - 35 лет - около 52 %, в возрасте 35 - 55 лет - 65 %, а в возрасте старше 55 лет - более 70 %. Огромное число жалоб на шум у людей старших возрастов, это связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы [16].

Так же можно наблюдать зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные исследований показывали, что действие громкого шума отражается больше на людях, занятых умственной работой, по сравнению с теми, кто выполняет физическую работу. Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, это связано с большим напряжением нервной системы.

Физиолого-гигиенические обследования городских людей, подвергающихся воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, показали некоторые изменения в состоянии здоровья людей. Наиболее сильные изменения выявлены у лиц, испытывающих громкие шумы в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия или тихого шума [12].

При воздействии громких шумов у человека нарушается естественная координация в движениях, начинаются частые головные боли и учащается сердцебиение. Люди, обладающие низким давлением, тяжелее переносят громкий шум, так как увеличивается риск возникновения головокружений и появления мучительных головных болей. Люди, работающие в местах, плохо защищенных от шума, находятся постоянно в напряженном состоянии, зачастую это мешает сконцентрировать внимание на работе. Из-за этих причин, возникает много проблем и ошибок в рабочем процессе.

Для защиты людей от неблагоприятного воздействия городского шума необходимо регламентировать его интенсивность, спектральный состав, время действия и другие вредные характеристики. Эту цель преследует санитарно-гигиеническое нормирование. Выработаны международные нормы, определяющие уровни шума, производимые транспортными средствами [4].

При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма [4].

В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с санитарными и строительными нормами и правилами II.12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жильё и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций, а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства.

Максимально допустимые уровни шума составляют: для легковых автомобилей - 80 дБ, автобусов и грузовых автомобилей в зависимости от массы и вместимости соответственно от 81 до 85 и от 81 до 88 дБ. Согласно ГОСТ 12.1.003-14 «Шум. Общие требования безопасности» уровень шума около зданий в дневное время не должен превышать 55 дБ, а ночью (с 23:00 до 7:00) - 45, в квартирах - соответственно 40 и 30 [14, 17].

Наличие санитарных норм допустимых уровней шума в значительной мере дает возможность разработать технические, архитектурно-планировочные и административные мероприятия, направленные на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяет сохранить здоровье и работоспособность населения.

По главе сделаны соответствующие выводы о проблеме шумового загрязнения. Следует отметить малочисленность сведений о картах шумового загрязнения и достаточно многочисленные сведения о влиянии шума на организм человека. Одним из отрицательных последствий автомобилизации стал транспортный шум, который не менее опасен, чем отравление воздуха и воды, однако бороться с которым во многих случаях труднее. Эта проблема возникает в первую очередь на дорогах, пересекающих жилую застройку на участках у больниц, санаториев, домов отдыха, парковых и скоростных дорогах крупных дорогах Шумовое загрязнение городов остается важной проблемой и требует принятия необходимых мер по контролю снижению уровня шума.

Делись добром ;)