Шумовое загрязнение западной части города Вологды

дипломная работа

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалами для исследования послужили данные натурных наблюдений за автомобильным потоком на улицах западной части города Вологды.

Транспортные потоки на автомобильных дорогах - это источники непостоянного шума, уровни звука которых изменяются от максимальных при проезде колонны тяжелых грузовых автомобилей до минимальных при редких, одиночных легковых автомобилях [17].

Предметом изучения является шумовое воздействие автотранспорта на окружающую среду. Шумом называют всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее воздействие на организм человека, снижающих его работоспособность [18].

Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность - уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Измерение, анализ и регистрация спектра шума производятся специальными приборами - шумомерами. Шумовой характеристикой потоков автомобильного транспорта в соответствие с ГОСТ 31296.1-2005 является эквивалентный уровень шума, определенный в 7,5 метрах от оси первой полосы движения автомобильного транспорта на высоте 1,5 метра от поверхности земли [19].

Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума является силовая установка, в то время как при больших скоростях, пониженных частотах вращения и меньшей мощности доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги [17].

Измерение эквивалентного и максимального уровня звука следует проводить интегрирующими-усредняющими шумомерами, а измерение уровня звукового воздействия - интегрирующими шумомерами I или II класса по ГОСТ 17187. Допускается применение комбинированных измерительных систем, в том числе автоматических, соответствующих техническим требованиям к шумомерам I или II класса по ГОСТ 17187. Для измерения эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот интегрирующие-усредняющие шумомеры, комбинированные измерительные системы, в том числе автоматические, должны иметь дополнительно фильтры I или II класса [20].

Места для проведения измерительных работ шумовых характеристик автотранспортных потоков следует выбирать на прямолинейных участках улиц и автомобильных дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта. Время проведения измерений необходимо выбирать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков как в дневной, так и в ночной периоды суток [Там же].

При проведении измерений шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотосредства (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды), а также другие виды транспортных средств, измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств и на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса трамвайного пути [Там же].

Объектом исследования данной работы является автотранспорт улиц западной части города Вологды. Одиночный автомобиль, движущийся по дороге, не в состоянии оказать заметного влияния на окружающую среду, как например, совокупность машин, движущихся в составе транспортных потоков по автомобильным дорогам города [16].

Для реализации поставленных целей и задач были выбраны следующие методы исследования, способствующие наиболее полному рассмотрению проблемных аспектов шумового воздействия автотранспорта:

1. Сравнительно-описательный метод - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Использовался при составлении общей характеристики города Вологды и изучении воздействия шумового загрязнения от автотранспорта на человека [13].

2. Метод натурных измерений - применялся для учета автотранспортной нагрузки, он заключается в том, что на каждой выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений, затем производится суммарная оценка загруженности улиц автомобильным транспортом [Там же].

3. Графоаналитический метод - по натурному обследованию территории и потоков транспорта на прилегающих магистралях выявляются исходные данные, а затем по номограмме определяют величину шумовой нагрузки [21];

4. Картографический метод: в ходе работы по имеющимся данным составлена карта шума улично-дорожной сети западной части города Вологды, на основе которой в дальнейшем сделаны выводы [Там же].

Теоретической и методологической основой послужили различные государственные стандарты [13, 21]:

1. МГСН 2.04-97. Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях;

2. ГОСТ 12.1.003-2014 Шум общие требования безопасности;

3. ГОСТ 20444-2014 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовых характеристик;

4. ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования;

5. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки;

6. ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления;

7. ГОСТ 233371-14. Шум. Методы измерения шума на селитебных территориях и в помещениях жилых и общественных зданий;

8. СНиП 23.03-2003. Защита от шума;

9. Руководство по составлению карт шума улично-дорожной сети;

10. Атлас города Вологды.

Указанная методика достаточна для раскрытия темы работы и проведения измерений.

Делись добром ;)