Экологический кризис

контрольная работа

Система экологической безопасности

На государственном уровне выработаны концептуальные и методологические подходы к созданию национальной системы экологической безопасности.

Основной закон нашего государства - Конституция Российской Федерации (ст. 42) утверждает, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В Совете безопасности РФ создана Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, для которой определен конкретный перечень задач. Однако на сегодняшний день не выделены элементы понятия «экологическая безопасность», ее составляющие, то есть не определены механизмы и методы обеспечения экологической безопасности.

В действующем природоохранном законодательстве в качестве объектов безопасности выделены природная среда и человек, в то время как в ФЗ «О безопасности» в качестве объектов безопасности определены человек, общество и государство.

Такая неоднозначность понятий порождает ситуацию, когда отсутствуют приоритеты, обеспечивающие разработку и реализацию национальной системы экологической безопасности.

В России сегодня принято уже более 30 законодательных актов природоохранной направленности, однако, поскольку все они, кроме в ФЗ «Об экологической экспертизе», являются рамочными, их применение не приводит к улучшению качества окружающей среды.

Главная причина отсутствия в России национальной системы экологической безопасности заключается в том, что на сегодняшний день нет настоящего понимания опасности деградации окружающей среды и тех последствий, которые могут быть вызваны этими процессами.

В настоящее время возникла необходимость создания пятой ветви власти - экологической, основной целью которой является гармонизация антропогенного воздействия на окружающую среду на основе познания фундаментальных закономерностей эволюции.

В России предпринимаются шаги по разработке методологии экологической безопасности. В 2002 г. в Государственную думу был представлен проект Федерального закона «Об экологической безопасности», однако в связи с тем, что юристам не удалось «выделить критерии экологической безопасности из критериев охраны окружающей среды», этот закон не был подписан Президентом Российской Федерации.

Таким образом, выход из экологического кризиса обусловлен выработкой четких критериев экологической безопасности.

С позиций системного подхода система экологической безопасности должна иметь многоуровневый характер - от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного.

На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трех стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих систему, это:

- комплексная ЭО территории;

- экологический мониторинг;

-управленческие решения (экологическая политика).

Комплексная экологическая оценка территории представляет собой выявление и оценку количественных и качественных параметров комплекса факторов экологической опасности, которые потенциально могут проявиться на оцениваемой территории.

Проявление факторов экологической опасности должно быть зафиксировано и оценено количественно (по возможности). Результаты оценки проявления факторов экологической опасности оформляются в виде комплекта карт, без данных и кадастров.

Экологический мониторинг служит основой для разработки второго модуля экологической безопасности, что позволяет получить знания природных свойств компонентов окружающей среды, особенностей антропогенной нагрузки и ее влияния на качество и состояние окружающей среды.

При этом по экологическим мониторингом подразумевается подсистема регулярного прогноза параметров состояния компонентов окружающей среды и источников воздействия на окружающую среду.

Экологическая политика в виде управленческих решений, которые принимаются соответствующими контролирующими и управляющими государственными органами, базируется на природоохранном законодательстве и является движущей силой системы экологической безопасности территории.

На любой территории, где создается система экологической безопасности, должны разрабатываться управленческие решения по каждому типу факторов, представляющих экологическую опасность: природные, антропогенные.

Разработка эффективных управленческих решений по снижению негативных последствий проявления природных экологически опасных факторов должна базироваться в пространственно-временных координатах и конкретной вещественной основе.

Антропогенные факторы экологической опасности полностью зависят от человека, поэтому снижение вероятности их проявления зависит от грамотно разработанной системы управленческих решений.

В основе разработки такой системы лежит ретроспективный анализ и прогноз.

Ретроспективный анализ позволяет выявить причины проявления экологически опасных факторов и на этой основе разработать управленческие решения, минимизирующие вероятность их возникновения.

Прогноз заключается в прогностических моделях вероятного проявления конкретного фактора экологической опасности с учетом свойств компонентов окружающей среды на данной территории.

Формирование экологической политики базируется на следующих основных положениях:

- наличие стратегии социально-экономического развития государства и конкретных территорий;

- учет результатов комплексной ЭО при развитии антропогенной инфраструктуры территории;

- нормирование антропогенного воздействия на окружающую природную среду с учетом ее устойчивости;

- регулярный контроль параметров воздействия объектов техносферы на компоненты окружающей среды и параметров качества компонентов окружающей среды;

- создание благоприятной социально-экологической среды обитания населения;

- обеспечение устойчивости биосферы на основе сохранения и восстановления биоразнообразия окружающего животного и растительного миров;

- формирование экологического мировоззрения.

Реализация вышеназванных положений осуществляется в виде конкретных программ, а именно: Генеральных планов территорий; Программ оптимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду; Программ создания комфортной социально-экологической среды обитания; Программ по сохранению и восстановлению биоразнообразия животных и растений; Программ по формированию экологического мировоззрения населения.

Делись добром ;)