Этика природопользования

реферат

введение

Универсальные проблемы связаны с таким понятием, как этика природопользования. Этика - это учение о морали, ее сущности и императивных формах. Этика делится на нормативную, социальную и индивидуальную. Предметом нормативной этики являются моральный идеал, совокупность ценностей и ограничений в поведении, особенности их функционирования. Социальная этика рассматривает эти нормы относительно отдельных обществе и социальных слоев. Индивидуальная - моральную жизнь личности.

Основой этики признан морально-нравственный императив И. Канта. Основная формулировка нравственного императива: поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда как средство. В другой трактовке он формулируется как неприкосновенность другого человека. Придерживаясь императива, человек защищает себя лучше, чем любая броня. Нравственный человек не находится в зависимости от других, может существовать свободно. В другом случае он будет постоянно ощущать противодействие окружения, "сам создавать себе проблемы". Кант считал, что императив присущ каждому человеку от рождения, трансцендентален, то есть непознаваем, и мы должны принять его существование таким, как он есть.

Из императива исходят нормы этики, ориентированные на всеобщие ценности, также присущие всем людям (их еще называют общечеловеческие ценности). Немецкий философ Г. Гегель относил к их числу свободу, дух и бога. Свобода - познанная необходимость уважать права, мнения и цели других людей. Дух - внутренняя сила, движущая народами и людьми. Бог - высшая справедливость, которая не может быть достигнута на "грешной" земле, и будет установлена по делам и поступкам человека.

В культурах разных народов эти ценности выражены по-разному. Каждая культура обладает своей системой ценностей и идеалов, вырабатываемых многовековой историей. Поэтому социальная этика в отдельно взятых этнических культурах различна, хотя общечеловеческие ценности присутствуют в каждой из них. В данном случае следует говорить об этнических ценностях и идеалах.

Этические нормы являются системой ориентации человека в природной и социальной среде. Придерживаясь их, люди различают добро и зло, правильные поступки от плохих. Человек, "вписанный" в систему этнических ценностей, живет в согласии со средой, свободен и способен выразить свое Я оптимальным способом. Нормальная (здоровая) социальная среда вытесняет нарушителей на периферию, делает их изгоями. Но если этнические нормы нарушены, люди теряют ориентиры и начинают совершать поступки против моральных норм и не нести за это ответственности, по крайней мере, при "этой жизни". Возникает "больное общество", разрушающее среду и себя. Долго оно существовать не может, поэтому рано или поздно возвращается к прежним ориентирам.

Нравственный императив и этические нормы приложимы не только к социальной, но и природной среде существования людей. Ответная реакция природы на воздействия человека характеризуется по крайней мере двумя отличиями. Во-первых, она отдалена во времени, поскольку природные процессы протекают более медленно, чем социальные. Во-вторых, ответная реакция природы наступит обязательно, так как в природе преобладают причинно-следственные связи функционального, а не корреляционного типа (природа не знает сострадания, "сослагательного наклонения"). В связи с этим, в действиях по отношению к природе не всегда применим опыт жизни одного, даже самого старого человека, мудреца. Люди должны пользоваться или опытом многих поколений, или нравственным императивом, метафизической логикой.

Цель работы - исследование этики природопользования.

Делись добром ;)