logo
Воздействие скважинного способа добычи полезных ископаемых на окружающую среду

4.1 Развитие природоохранного законодательства в России и развитых зарубежных странах

В большинстве развитых стран природоохранное нормотворчество, как впрочем и нормотворчество в любой другой отрасли, развивается эволюционным путем. Появление новых и совершенствование действующих нормативных документов диктуется потребностями общества и его развитием. При этом, как правило, соблюдается четкая иерархия в принятии документов: сначала принимаются законы государства, затем законы - регионов. При этом законы регионов не могут быть более мягкими, чем законы государства. Нормативные документы исполнительной власти принимаются только на основе действующего законодательства.

В России на развитие нормотворчества в любой сфере, в том числе и в вопросах охраны природы, наложили отпечаток общественные катаклизмы, в результате которых действовавшие ранее нормативные документы отменялись полностью или почти полностью.

В развитии российского природоохранного нормотворчества выделяются четыре этапа:

Дореволюционный этап.

Советский период (от 1917 г. по 70-е годы.)

Советский период 70-90-х годов.

Российский период.

На сегодняшний день законы, определяющие основные положения охраны природы, общие требования к проведению природоохранных мероприятий и ответственность за неисполнение законов, органы исполнительной власти, контролирующие исполнение законов, принимает Государственная Дума. Законы вступают в силу после подписания их Президентом Российской Федерации. По отдельным вопросам, ещё не охваченным законодательством, Президент РФ издает Указы, действующие до принятия соответствующего закона. Природоохранное законодательство субъектов Федерации развито довольно слабо.

На уровне исполнительной власти нормативные документы принимаются Правительством России и отдельными ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Законы об охране природы и экологии подразделяются на общие (комплексные) законы, определяющие принципы природоохранной политики государства, и специальные законы, определяющие политику государства, и специальные законы, определяющие политику государства по отдельным вопросам экологии и охраны природы. [7]

Комплексные законы

Закон “Об охране окружающей природной среды”(1991)

Специальные законы

Закон “Об экологической экспертизе”(1995);

Закон “О недрах ”(1995);

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ”(1994);

Закон “Об охране атмосферного воздуха”(1982);

Закон “О радиационной безопасности населения ”(1996);

Закон “О мелиорации земель” (1996) ;

Закон “О животном мире” (1995);

Закон “О соглашениях о разделе продукции” (1995);

Водный Кодекс Российской Федерации (1995);

Лесной Кодекс РФ (1997);

Земельный Кодекс РСФРС (1991).[8]

Структура органов управления охранной природы.

Федеральный уровень управления

Государственный комитет по охране окружающей среды;

Государственный промышленный и горный надзор РФ;

Министерство природных ресурсов РФ;

Госстандарт РФ;

Советник президента РФ по охране ОС.

Региональный уровень управления

Комитет по геологии ( и охране недр);

Региональные геологические центры;

Комитеты по природопользованию и экологической безопасности при Администрациях регионов;

Бассейные управления Госгортенадзора.

Рассмотрим Закон Российской Федерации “О недрах”.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и и рапу соляных озер и заливов морей.