Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Средства защиты литосферы

контрольная работа

Иные правовые акты по охране окружающей среды

Среди иных нормативных правовых актов выделяют указы Президента Российской Федерации. Ряд указов Президента направлен на решение вопросов создания и компетенции государственных органов, осуществляющих экологическое управление. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. «О государственных надзорных органах» (с изменениями от 9 июля 1997 г., от 7 августа 1998 г.) и действуют на основании положений, утвержденных указами Президента России. Другая группа указов восполняет пробелы в правовом регулировании на законодательном уровне до принятия необходимых правовых норм в законодательных актах. Такие указы либо впоследствии отменяются в связи с появлением соответствующих норм законодательного акта, либо продолжают действовать наряду с нормами законодательного акта (например, Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. «О федеральных природных ресурсах»).

В системе экологического законодательства выделяются также указы, определяющие государственную стратегию в сфере экологической деятельности (Указ Президента РФ от 4.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»).

Нормативные правовые акты Правительства РФ составляют значительную часть подзаконных актов экологического законодательства. В зависимости от предмета правового регулирования нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации можно разделить на четырнадцать групп:

1) Акты, устанавливающие компетенцию специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

2) Акты, определяющие порядок осуществления функций государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды;

3) Акты, устанавливающие правовой режим особо охраняемых природных территорий, охранных зон, иных территорий и природных объектов с особым режимом охраны;

4) Акты, устанавливающие правила использования природных ресурсов в конкретных целях; акты, о порядке выдачи разрешений на пользование природными ресурсами;

5) Акты, утверждающие таксы для исчисления размера взысканий за ущерб;

6) Акты о нормативах платы за загрязнение окружающей среды и за использование природных ресурсов;

7) Акты по нормированию качества окружающей среды, по установлению нормативов образования и лимитов размещения отходов;

8) Акты о федеральных целевых программах охраны окружающей среды и природопользования;

9) Акты, определяющие направление реализации международных договоров РФ;

10) Акты, определяющие меры по охране окружающей среды и отдельных природных ресурсов;

11) Акты, устанавливающие правила предоставления и использования информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

12) Акты о порядке образования и правовом режиме заповедников, национальных парков, иных особо охраняемых природных территорий;

13) Иные нормативные правовые акты;

14) Акты, вносящие изменения и дополнения в названные группы нормативных правовых актов.

Ведомственные нормативные правовые акты, т.е. акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие экологические отношения, представляют собой самую многочисленную часть экологического законодательства. Предмет правового регулирования этих нормативных правовых актов в большинстве случаев совпадает с предметом правового регулирования актов Правительства РФ, т.к. чаще всего ведомственные акты принимаются с целью раскрытия детального содержания акта вышестоящего органа, но уже применительно к компетенции конкретного федерального органа исполнительной власти.

Все нормативные правовые акты ведомственного уровня в зависимости от предмета правового регулирования делятся на десять групп:

1) Акты, регулирующие порядок осуществления отдельных функций экологического управления (в том числе оценки воздействия на окружающую среду);

2) Акты о введении в действие санитарных правил и иной нормативно-технической документации;

3) Акты, уточняющие порядок транспортировки, хранения отходов;

4) Акты об утверждении различных форм документации;

5) Акты о нормативах платы за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды;

6) Акты, определяющие полномочия должностных лиц соответствующего государственного органа исполнительной власти;

7) Акты о выдаче разрешений на пользование природными ресурсами, а также на выбросы (сбросы) вредных веществ;

8) Акты о порядке экологического страхования;

9) Акты о государственной регистрации потенциально опасных веществ и объектов;

10) Иные акты.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть источниками экологического права, если в соответствии со ст. 132 Конституции РФ закон наделил их соответствующими государственными полномочиями. К вопросам местного самоуправления относятся организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются по двум направлениям:

1) Расширяются нормотворческие права органов местного самоуправления;

2) Повышается ответственность органов местного самоуправления за соблюдение экологического законодательства на подведомственной им территории.

Самый низкий уровень актов как источников экологического права занимают нормативные акты хозяйствующих субъектов (локальные нормативные акты). Локальными экологическими нормативными правовыми актами называются принимаемые в рамках действующего законодательства правила деятельности хозяйствующего субъекта, утвержденные надлежащим образом, имеющие силу действия на отведенным ему пространстве, обязательные для выполнения всем персоналом и имеющие природоохранительное направление.

Все локальные экологические акты можно подразделить на три группы:

1) Акты установления и утверждения (приказы об образовании экологических служб, отделов на предприятиях, о введении штатных единиц или вменении работнику дополнительных служебных обязанностей экологического характера; утвержденные положения о деятельности природоохранной службы);

2) Акты охраны и восстановления (годовые планы мероприятий охраны по отдельным видам природных ресурсов; годовые планы мероприятий по охране окружающей среды комплексного характера; долгосрочные программы работ по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду);

3) Акты регулирования и ликвидации (внеплановые приказы и распоряжения, принимаемые в ответ на выявленные недостатки по охране окружающей среды, как правило, по результатам проверок органов государственного экологического контроля; вследствие происшедшего конкретного чрезвычайного случая (залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду).

К источникам экологического права относят также стандарты в сфере охраны окружающей среды. Закрепляя, в основном, технические правила они обладают всеми чертами правовых актов и занимают собственное место, отличаясь как от законодательных, так и от подзаконных актов. В стандартах закрепляются требования государства по поводу рационального использования природных объектов и обеспечения таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие общества на природу.

Стандарты выполняют подчиненную по отношению к нормативным правовым актам роль в решении проблем охраны окружающей среды, т.к. не являются нормативно закрепленными моделями поведения субъектов права, имеющими общеобязательный характер.

Закон РФ «Об стандартизации» относит к числу нормативных документов по стандартизации государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Особое значение имеет закрепление на законодательном уровне перечня нормативных документов по стандартизации. Это значит, что любые иные документы, которые устанавливают обязательные требования к продукции и другим объектам, не могут считаться документами по стандартизации. Другие документы по стандартизации, которые применяются органами государственной власти, предприятиями, не являются нормативными.

Государственные стандарты должны содержать требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии, основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции и др.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ играют значительную роль в регулировании экологических отношений. Однако ни Верховный Суд РФ, ни Высший Арбитражный Суд РФ не наделены правотворческой функцией. Их акты относятся к числу документов правоприменительного нормативного толкования и применяются судами при рассмотрении конкретных юридических нарушений.

Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Тем не менее, судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по его мнению, он противоречит Конституции (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.). Такое решение суда, по существу, отменяющее закон, является источником права.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

При рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом или Высшим Арбитражным Судом и публикуются, они становятся источниками права, т.к. ст. 104 Конституции РФ данным организациям представлено право законодательной инициативы.

Таким образом, в системе источников экологического права РФ различают несколько уровней: международный; конституционный; конституционных Федеральных законов; законодательный; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления; руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; вспомогательные нормативные правовые акты (государственные стандарты, нормативные правовые акты хозяйствующих субъектов).

Делись добром ;)