4. Катастрофа в Керченском проливе
В Черном и Азовском морях за сутки затонули 5 кораблей В воскресенье в Азовском море произошли четыре кораблекрушения. По причине сильного шторма затонули танкер и три сухогруза. Еще один корабль затонул в Черном море. Первым в Керченском проливе надвое переломился российский танкер "Волгонефть-139". В результате аварии в воду вылилось 1,3 тыс. т мазута. По факту этого инцидента возбуждено уголовное дело по ст. ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и ст.252 УК РФ (загрязнение морской среды). Через некоторое время в районе порта "Кавказ" затонул сухогруз "Вольногорск" с 2,5 тыс. тонн серы на борту. В результате инцидента сера в море не попала, члены экипажа сухогруза своевременно покинули корабль и были спасены. Около 14:00 мск стало известно, что в Керченском проливе затонуло еще одно судно с грузом серы - сухогруз "Нахичевань". Удалось спасти лишь трех из одиннадцати членов экипажа. В поисках восьми оставшихся принимают участие три судна - "Меркурий", "Посейдон", "Капитан Задорожный". Четвертым судном, потерпевшим бедствие оказался сухогруз "Ковель". Экипаж корабля полностью эвакуирован. Корабль начал тонуть после того, как получил пробоину, наткнувшись на затонувший ранее сухогруз "Вольногорск". Несмотря на то, что около 50 судов выведены из Керченского пролива в безопасные районы, в критическом состоянии находится еще одно судно. Сигнал SOS подал теплоход, у которого оборвалась якорная цепь. Кроме того, в проливе находится неуправляемая баржа с 3 тыс. т мазута, которую несет в сторону мыса Тузла. Что касается Черного моря, в районе Севастополя затонуло российское судно с грузом металла, которое шло по маршруту Мариуполь - Стамбул. Из 16 членов экипажа спаслись 13 человек, двое погибли, один считается пропавшим без вести. Кроме того, у северо-западного берега Крыма в районе бухты Узкая вблизи поселка Черноморское сел на мель российский буксир "МБ 1224" с 13 членами экипажа. Судно двигалось из г.Азов к устью Дуная. Судьба экипажа пока неизвестна.
С крымского побережья собрано более 17 тонн смеси водорослей и мазута. За неделю керченские спасатели собрали на побережье от мыса Такиль до Аршинцевской косы в Ленинском районе Крыма около 17,1 тонн смеси нефтепродуктов с водорослями и песком. Ранее МЧС заявляло о незначительном загрязнении побережья района. Только за сутки с берегов Керченского пролива собирают порядка 1,5 тонн смеси нефтепродуктов с 1300 метров пляжа. Как сообщает пресс-служба главка МЧС Украины в Крыму, отчистка от смеси водорослей и мазута проводится от центрального входа на Городской пляж в сторону села Героевское. Напомним, 6 февраля спасатели сообщали о незначительном загрязнении береговой полосы нефтепродуктами в виде промасленных морских водорослей на территории от м. Такиль до Аршинцевской косы. По словам крымского премьера Виктора Плакиды, решение проблемы утилизации нефти, вылившейся в море в результате крушения танкера "Волгонефеть-139" (флаг РФ) в Керченском проливе, прописано в межгосударственном соглашении между Россией и Украиной и самостоятельно Крым решить эту проблему не сможет. Между тем, жителей поселка Набережное в Керчи призывают власти активизировать работу по сбору нефти с пляжей поселка, так как до сих пор этим занимались исключительно добровольцы. Ранее крымский парламент планировал направить полученные из резервного фонда Кабмина 4 миллиона гривен на утилизацию собранного мазута. Минимальный ущерб республики от последствий ураганного ветра составил 120 миллионов гривен. Украинская сторона считает, что при оценке ущерба, причиненного морской среде, вследствие катастрофы, должны учитываться как краткосрочные (гибель птиц, загрязнение нефтепродуктами и серой), так и долгосрочные последствия, которые проявятся в будущем - потеря рекреационной ценности прибрежных территорий, необратимые изменения морской экосистемы, влияние на водные живые ресурсы.. По данным транспортной новороссийской прокуратуры России размер ущерба от разлива мазута в Керченском проливе составляет 898 миллионов долларов. Последствия от загрязнения Керченского пролива могут ощущаться в течение нескольких десятилетий. Экологи уже зафиксировали массовую гибель птицы и рыбы в районе бедствия.
Так, в Керченском проливе из-за разлива мазута после крушения танкера "Волгонефть-139" погибли около 9 тысяч рыб. Речь идет о таких видах, как пиленгас, бычки и хамса. Кроме того, в зоне разлива нефти погибли кормовые организмы - фито- и зоопланктон.На морском побережье в Краснодарском крае также зафиксирована массовая гибель птиц. "По последним данным, на побережье погибло 30 тысяч птиц и столько же испачканы мазутом, то есть скорее всего они тоже погибнут", - цитирует слова представителя администрации краевой администрации агентство.Как передает радио "Маяк", загрязненный участок пролива огораживают дамбой, чтобы не пустить мазут дальше в море - поставлена задача насыпать дамбу между островом Тузла и косой Тузла с тем, чтобы все нефтепродукты в этом месте задержать и не дать им дальше распространяться.
Между тем, ИА "Интерфакс" распространил информацию Росгидромета РФ с предупреждением о возможности выноса нефтепродуктов из затонувшего в Керченском проливе танкера "Волгонефть-139" в акваторию Азовского моря. "По оценке Государственного океанографического института Росгидромета, нельзя исключить выноса нефтепродуктов непосредственно на акваторию Азовского моря.
Для уничтожения погибшей в результате отравления мазутом птицы на побережье Керченского пролива будет создан специальный полигон. Штаб по ЧС направил молодежный отряд в зону происшествия по личному распоряжению губернатора Кубани Александра Ткачева. Состав сводной сотни был сформирован из работников ряда новороссийских предприятий. Эта группа молодежи пробудет на косе неделю. В Новороссийске наготове стоят нефтесборные корабли, в районе порта готовы к вылету два вертолета. Авиаразведка определила места основных "мазутных пятен". Наиболее масштабное загрязнение площадью 800 м зафиксировано у поселка Ильич и на побережье косы Тузла. Эксперты говорят о необходимости скорейшей откачки нефти с оставшихся в проливе судов, так как продолжение шторма может вызвать новые разливы нефтепродуктов. Вплоть до полудня работы велись весьма ограниченными силами и средствами: порядка 60 солдат вручную разгребали комья мазутных водорослей и донных мазутных окатышей, заполонивший прибойную часть Керченского пролива, отмечает издание. К середине дня на точку косы Тузла, что в нескольких километрах от Темрюка, прибыли 100 добровольцев с граблями и вилами. Ситуацию на косе можно описать словами "не ожидали такого": в страшной грязи работают солдаты, добровольцы и несколько единиц техники - экскаваторы и КАМАЗы, продирающиеся по грязным просекам.
- 7. Система охраны морской среды от загрязнения с судов
- 17.7. Охрана морских рыбохозяйственных водоемов от загрязнения
- 1. Международные акты по охране морской среды.
- Загрязнение морской среды.
- Принцип предотвращения загрязнения морской среды.
- § 2. Право государств на вмешательство в открытом море в случаях аварий судов, угрожающих загрязнением морской среды
- 7.1. Защита и сохранение морской среды от загрязнения с судов
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 8.3. Загрязнения с морских судов
- Глава 4. Правовая охрана морской среды от загрязнения