Методы управления качеством окружающей среды

контрольная работа

2. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, как главный метод управления качеством окружающей среды

Механизм управления природопользованием и охраной включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление.

Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими отношениями. Среди ученых встречаются, в некоторой степени близкие взгляды на содержание, виды и тенденции развития функций управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они позволяют рассматривать функции управления природопользованием и охраной окружающей среды как наиболее характерные, специфические по содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм. Все функции управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции и функции, присущие управлению в рассматриваемой области.

К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся:

* стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды;

* планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;

* лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

* мониторинг окружающей среды;

* учет в области окружающей среды;

* государственная экологическая экспертиза;

* экологическая сертификация;

* контроль в области охраны окружающей среды и природопользования;

* разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды

Как уже отмечалось, органы управления в области использования и охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам управления общей компетенции относятся - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии со ст. 8-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

* определяет единую государственную политику;

* утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

* устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

* объявляет зоны экологического бедствия;

* устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия;

* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»:

* обеспечивает реализацию единой государственной политики Республики Беларусь;

* принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;

* обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

* устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;

* определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды;

* устанавливает порядок использования природных ресурсов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

* устанавливает лимиты на природопользование, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

* вносит Президенту Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот;

* устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;

* утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь;

* определяет содержание, порядок ведения и использования государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее;

* принимает решения об объявлении территорий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, их преобразовании или о прекращении их функционирования;

* объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;

* устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

* определяет порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды;

* устанавливает порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и определяет перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды;

* устанавливает порядок материального поощрения должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, выявивших правонарушения в области охраны окружающей среды;

* устанавливает порядок информирования государственных органов и граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

* обеспечивает организацию и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;

* осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

* осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов в области охраны окружающей среды:

* утверждают территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

* распоряжаются на подведомственной им территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами, находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;

* отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь о земле;

* осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны окружающей среды:

* разрабатывают и представляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и принимают меры по их выполнению;

* принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

* осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

* определяют места размещения отходов;

* организуют сбор, перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на их территории;

* принимают решения об ограничении или приостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

* организуют развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры;

* изучают предложения юридических лиц, в том числе общественных объединений, а также граждан по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

* осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Характерная черта органов специальной компетенции - возложение на них функции управления в определенной области.

Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству - Совету Министров Республики Беларусь, определена Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г., № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

К органам государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды специальной компетенции относятся:

1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Полномочия определены в ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды», Положении о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минприроды входят департаменты с правами юридического лица и отделы.

В систему Минприроды входят территориальные органы Минприроды: межобластные специализированные инспекции без прав юридического лица; областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами юридического лица, включающие городские, районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, областные, Минская городская, межрайонные лаборатории аналитического контроля; государственные организации, подчиненные Минприроды.

Главными задачами Минприроды являются:

* проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;

* осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;

* регулирование и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат, а также экологической сертификации и экологического аудита;

* взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении природоохранных вопросов;

* государственный контроль в области охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;

* обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;

* обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

* осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регулирования воздействия на климат, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита.

В структуре Минприроды действуют два департамента с правами юридического лица: Департамент по гидрометеорологии и Департамент по геологии.

Основными задачами Департамента по гидрометеорологии являются:

* проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;

* осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;

* государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности;

* обеспечение в установленном порядке государственных органов, юридических лиц и граждан гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;

* осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга.

Основными задачами Департамента по геологии являются:

* проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области геологического изучения недр;

* осуществление государственного управления в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

* государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием и охраной.

Государственными организациями, подчиненными Минприроды, являются: Республиканское унитарное предприятие «Центральный научно исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов», Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие БелНИЦ «Экология», Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»; Геологоразведочное республиканское унитарное предприятие «Белгеология» и др.

2) Министерство лесного хозяйства. В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, на указанное министерство в области охраны окружающей среды возложены следующие задачи:

* проведение единой государственной политики в области рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;

* осуществление регулирования в области лесного и охотничьего хозяйств и управления деятельностью подчиненных ему государственных организаций;

* государственный контроль за состоянием, рациональным использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства;

* проведение единой экономической политики в области лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходимых условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций;

* обеспечение в установленном законодательством порядке потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, лесоматериалах и другой лесной продукции;

* обустройство лесного фонда.

3) Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны, действующим на основании Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г., № 756. В структуру МЧС входит ряд департаментов с правами юридического лица. Функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды выполняют: Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике с правами юридического лица (Проматомнадзор); Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Проматомнадзор выполняет специальные (регулирующие, контрольные, надзорные, исполнительные и иные) функции в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр.

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выполняет задачи государственного надзора в области охраны и использования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; обеспечения контроля за исполнением законодательства по вопросам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

4) Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество). В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, главными задачами Госкомимущества являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

5) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Основными задачами Государственной инспекции в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г., № 45, являются: осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; принятие мер по обеспечению воспроизводства диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, их рационального использования, сохранения биологического разнообразия.

6) Министерство здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В области охраны окружающей среды Минздрав обеспечивает организацию государственного санитарного надзора и контролирует соблюдение санитарного законодательства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами; утверждает санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы; организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий; организует и осуществляет необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

7) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод в области охраны окружающей среды осуществляет государственный контроль за ветеринарной деятельностью, направленной на охрану здоровья животных, обеспечение соответствия качества продуктов животного происхождения, в том числе в организациях перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности, кормов и кормовых добавок ветеринарно-санитарным требованиям, а также за содержанием вредных веществ в живых животных и продукции животного происхождения при экспорте их в страны Европейского Союза, обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юридических лиц, находящихся в ведении министерства. В структуре министерства действует Департамент по мелиорации и водному хозяйству с правами юридического лица.

Делись добром ;)