Оценка влияния гигиенического состояния школьных помещений на активность и работоспособность учащихся

реферат

Основная часть

Как часто мы, ученики среднего и старшего звена, приходя в школу, задаем себе массу вопросов, касающихся вида и состояния нашего «института знаний». Во многих школах прослеживается тенденция к однотипному окрашиванию стен здания и кабинетов (а именно в бледные тона). И в связи с этим, у нас нередко возникают довольно интересные, правда, неподвергающиеся огласке идеи, относительно преобразований школьного интерьера. Например, смена цветовой гаммы на более насыщенную может даже с различного рода геометрическими узорами, витиеватыми линия или необычными композициями. Но не всякий ученик имеет представление о том, по какой причине администрация школы никогда не сможет перекрасить стены в оранжевый цвет с зелеными кругами, а на потолке изобразить красное солнце, и этот факт вполне нормален. Для того чтобы выяснить невозможность таких перемен, я изучила материалы о влиянии определенной цветовой гаммы на активность человека. В результате я узнала, что в школьных помещениях рекомендуется использовать краску или обои спокойных тонов слабой насыщенности, так как они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. А вот яркие тона, наоборот, оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность.

Но это еще не все факты, подтверждающие влияние цвета. В действительности, выбор палитры зависит от ориентации помещения. При южной ориентации помещений рекомендуется более холодный тон для стен, как светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации - более теплые оттенки: желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый. К тому же, желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, а стена, на которой расположена доска, должна иметь более светлый цвет, чем остальные стены. Это и есть совокупность требований, которая предъявляется к внутренней отделке помещений. Далее я провожу первое исследование, приняв за основу изучения три школьных кабинета. Все последующие исследования также будут проводиться в этих же самых кабинетах, за исключением тех, задачами которых будут являться определение коэффициента аэрации и определение эффективности вентиляции. Для наилучшего сравнения и большей наглядности в некоторых из них будут представлены таблицы, диаграммы или схемы (в зависимости от вида презентуемой информации).

Исследование 1: Оценка внутренней отделки школьных кабинетов

План работы:

1. Охарактеризовать внутреннюю отделку по плану:

1.1 Отделочное покрытие стен (окрашены или оклеены обоями)

1.2 Установить цвет стен, потолка, пола, классной доски

1.3 Соответствие тонов в цветовой гамме (в зависимости от месторасположения)

1.4 Определить качество покрытия пола и материал, используемый при покрытии

1.5 Определить степень чистоты стен

2. Сделать вывод о соответствии всех показателей, с учетом требований, которые к ним предъявляются.

Кабинет №1 - кабинет изобразительного искусства, расположен на первом этаже:

1. Характеристика:

1.1 Стены окрашены;

1.2 Цвет стен - светло-зеленый, цвет потолка - белый, цвет пола - коричневый, цвет классной доски - темно-зеленый;

1.3 Расположение кабинета относится к юго-восточной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;

1.4 Качество покрытия пола: частично в удовлетворительном состоянии (в некоторых участках требует полной замены). Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.

1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).

2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Кабинет №2 - кабинет немецкого языка, расположен на третьем этаже:

1. Характеристика:

1.1 Стены оклеены обоями;

1.2 Цвет стен - обои оттенка белого с элементами узора, цвет потолка - белый, цвет пола - коричневый, цвет классной доски - темно-зеленый;

1.3 Расположение кабинета относится к юго-западной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;

1.4 Качество покрытия пола: частично в удовлетворительном состоянии (в некоторых участках требует полной замены). Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.

1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).

2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Кабинет №3 - кабинет биологии, расположен на третьем этаже:

1. Характеристика:

1.1 Стены окрашены;

1.2 Цвет стен - белый; цвет потолка - белый; цвет пола - светло-коричневый. Вместо обычной классной доски - интерактивная;

1.3 Расположение кабинета относится к северо-западной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;

1.4 Качество покрытия пола: в удовлетворительном состоянии. Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.

1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).

2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Исследование 2: Определение полезной площади и кубатуры в классах

План работы:

1. Я измеряю длину, ширину и высоту классов с помощью рулетки, с целью определения общей площади и кубатуры классных комнат.

2. Рассчитываю площадь пола и кубатуру по формулам

S=a*b,

где S - площадь класса,

a - длина пола,

b - ширина пола;

V=a*b*c,

V - кубатура класса,

a - длина пола,

b - ширина пола, c - высота класса. Заношу результаты в таблицу (Таблица 1).

3. Для того чтобы вычислить площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, я делю полученные результаты на число посадочных мест. Заношу результаты в таблицу (Таблица 2).

4. Далее я делаю вывод о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам, при этом учитывая следующую информацию:

- Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть около 55м2. санитарный гигиенический школьный помещение

- На каждого ученика должно приходиться около 1,5 м2 площади класса (без учета места, занимаемого шкафами) и не менее 4-5 м3.

- При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются от 1,8 м2 в младших классах, до 2 м2 -- в старших.

"right">Таблица 1

Определение площади и кубатуры учебных кабинетов

Измерения

Кабинет №1

Кабинет №2

Кабинет №3

l (длина)

6 м

4,3 м

11,55 м

S (ширина)

6 м

4,05 м

6 м

h (высота)

3,5 м

3,5 м

3,5 м

S пола

36 м2

16,3 м2

69,3 мІ

V общий

126 м3

57,05 м3

242,55 мі

"right">Таблица 2

Определение площади и кубатуры в пересчете на одного учащегося

Помещение

Площадь (м)2

Кубатура (м3)

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинет №1

1,3

1,8

4,5

4-5

Кабинет №2

1,2

2

4

4-5

Кабинет №3

2,2

2

7,5

4-5

Диаграмма 1. Сравнение полезной площади на одного человека

Диаграмма 2. Сравнение кубатуры на одного человека

Вывод: в результате сравнения фактической полезной площади и требований норматива, установлен дефицит общей площади: по кабинету №1 - 8 мІ, по кабинету №2 - 5,7 мІ. Кроме того, в кабинете №3 кубатура в пересчете на одного человека превышает нормативы на 2,5 мі. Все остальные показатели удовлетворяют требованиям СанПиНа.

Исследование 3: «Изучение естественной освещенности класса»

План работы:

1. С помощью рулетки я измеряю высоту и ширину окон, для определения их общей площади.

2. Рассчитываю общую площадь по формуле

S=a*b,

где S - площадь окон,

a - длина,

b - ширина;

3. Подсчитываю площадь застекленной части окон (10% от общей поверхности окон приходится на их переплеты).

4. Результаты заношу в Таблицу 4.

5. Нахожу световой коэффициент (СК) в каждом кабинете по формуле:

СК = S/S1,

где - S- площадь застекленной части окон; S1 - площадь пола.

6. Затем определяю коэффициент заглубления. Коэффициент заглубления это отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса. Полученные результаты заношу в таблицу (см. Таблица 5)

7. Делаю вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам, учитывая следующую информацию:

- Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола; коэффициент заглубления -- не менее 1/2.

- Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 48 Вт на 1 м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.

- Следует также учитывать отражающую способность окрашенных поверхностей стен (Таблица 3). Загрязненные стены отражают в 2 раза меньше света, чем только что выкрашенные или вымытые.

"right">Таблица 3

Отражаемая способность стен

Цвет поверхности

Отражение способности (%)

Белый

80

Светло-желтый

60

Светло-зеленый

40

Светло-голубой

30

Темно-голубой

6

"right">Таблица 4

Определение площадей окон

Измерения

Кабинет №1

Кабинет №2

Кабинет №3

h (высота окон)

2,1*3 м

2,1*3 м

2,1*4 м

S (ширина окон)

2,1 м

1,3 м

2,1 м

S общ (общая площадь окон)

13,23 мІ

8,2 мІ

17,64 мІ

S (площадь застекленной части окон)

12 мІ

7,4 мІ

16 мІ

S1 (площадь пола)

36 мІ

16,3 мІ

69,3 мІ

W (ширина класса)

6 м

4,05 м

6 м

"right">Таблица 5

Определение коэффициентов освещенности и заглубления

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Коэффициент искусственного освещения

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно - гигиеническая норма

Результат (Вт/мІ)

Санитарно-гигиеническая норма (Вт/мІ)

Кабинет №1

0,3 (1/3)

1/6

0,45

1/2

25

48

Кабинет №2

0,45 (9/20)

1/6

0,6

1/2

18,4

48

Кабинет №3

0,2 (16/69,3)

1/6

0,45

1/2

26

48

Коэффициент заглубления рассчитываю по формуле:

(h2 +(h1 -h2-r))/w = Кзагл

где Кзагл - коэффициент заглубления,

h1 - высота класса,

h2 - высота окна,

r - расстояние между верхним краем окна и потолком, w - ширина класса.

Диаграмма 3. Уровень естественного освещения (К)

Диаграмма 4. Уровень искусственного освещения (Вт/мІ)

Вывод:

Проанализировав полученные результаты, было установлено, что коэффициент естественной освещенности всех трех кабинетов соответствует санитарно-гигиеническим нормам, но коэффициент заглубления в кабинете №1 и кабинете №3 не достигает положенного уровня, что является несоответствием требованиям. Исходя из данных диаграммы №4, следует, что уровень искусственной освещенности не соответствует нормам.

Исследование 4: Определение коэффициента аэрации (Ка).

План работы:

1. Провожу осмотр всех вентиляционных отверстий и проверяю с помощью листа тонкой бумаги, действуют ли они.

2. Затем определяю общую площадь всех рабочих вентиляционных отверстий и фрамуг для нахождения коэффициента аэрации.

3. Рассчитываю коэффициент аэрации по формуле:

Ка = S0/Sn

Где S0 - площадь всех вентиляционных отверстий,

Sn - площадь пола.

4. Провожу наблюдения за проветриванием кабинетов школы. Результаты отражаю в Таблице 6.

5. Проанализировав полученные результаты, делаю вывод, учитывая, что коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, а для остальных помещений - не менее 1/55. По санитарно-гигиеническим нормам проветривание должно проводиться не реже одного раза в час в течение 10-15 минут.

"right">Таблица 6

Определение коэффициента аэрации

Помещение

Коэффициент аэрации (Ка)

Частота проветривания

Полученные результаты

Санитарно- гигиеническая норма

Полученные результаты

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинет №1

1/20

1/50

-

10-15 мин не режеодного раза в час

Кабинет №2

1/20

1/50

-

Кабинет №3

1/20

1/50

+

Вывод:

Коэффициент аэрации во всех трех кабинетах соответствует нормативам. Частота проветривания по санитарно-гигиеническим нормам не соответствует требованиям в кабинете №1 и кабинете №2.

Исследование 5: Определение эффективности вентиляции

План работы:

1. В первую очередь определяю необходимый вентиляционный объем воздуха (V, м3/ч), т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание углекислого газа (CO2) не превысило допустимый уровень (0,1%), по формуле:

Vуч = (K/P - G) х 3/4

где K - количество CO2, выделяемое за один астрономический час, л/ч (подсчитано, что ребенок при умственной работе выделяет в среднем столько литров CO2, сколько ему лет); P - предельно допустимое содержание CO2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1л/м3); G - содержание CO2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м3); 3/4 часа - продолжительность урока.

2. Рассчитываю кратность обмена воздуха (D) - число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня, по формуле:

D = V/Vуч.

Где V - вентиляционный объем воздуха, Vуч. - объем воздуха на одного учащегося в классе. Полученные результаты заношу в Таблицу 7.

3. Проанализировав имеющиеся данные, делаю вывод о вентиляционном режиме в помещении, учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам воздух в помещении в течение часа должен смениться 3-6 раз, а объем воздуха на одного учащегося должен составлять 4-5 м3.

"right">Таблица 7

Определение кратности обмена воздуха

Помещение

Кратность обмена воздуха

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормативы

Кабинет №1

4

3-6

Кабинет №2

5

3-6

Кабинет №3

4,5

3-6

Кабинет №1: Vуч = (13/(1--0,3))*3/4 = 14

Кабинет №2: Vуч = (14/(1-0,3))*3/4 = 7,35

Кабинет №3: Vуч = (15/(1-0,3))*3/4 = 7,9

Диаграмма 5. Кратность обмена воздуха

Вывод:

Показатели кратности обмена воздуха полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Делись добром ;)