Оценка влияния гигиенического состояния школьных помещений на активность и работоспособность учащихся
Основная часть
Как часто мы, ученики среднего и старшего звена, приходя в школу, задаем себе массу вопросов, касающихся вида и состояния нашего «института знаний». Во многих школах прослеживается тенденция к однотипному окрашиванию стен здания и кабинетов (а именно в бледные тона). И в связи с этим, у нас нередко возникают довольно интересные, правда, неподвергающиеся огласке идеи, относительно преобразований школьного интерьера. Например, смена цветовой гаммы на более насыщенную может даже с различного рода геометрическими узорами, витиеватыми линия или необычными композициями. Но не всякий ученик имеет представление о том, по какой причине администрация школы никогда не сможет перекрасить стены в оранжевый цвет с зелеными кругами, а на потолке изобразить красное солнце, и этот факт вполне нормален. Для того чтобы выяснить невозможность таких перемен, я изучила материалы о влиянии определенной цветовой гаммы на активность человека. В результате я узнала, что в школьных помещениях рекомендуется использовать краску или обои спокойных тонов слабой насыщенности, так как они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. А вот яркие тона, наоборот, оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность.
Но это еще не все факты, подтверждающие влияние цвета. В действительности, выбор палитры зависит от ориентации помещения. При южной ориентации помещений рекомендуется более холодный тон для стен, как светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации - более теплые оттенки: желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый. К тому же, желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, а стена, на которой расположена доска, должна иметь более светлый цвет, чем остальные стены. Это и есть совокупность требований, которая предъявляется к внутренней отделке помещений. Далее я провожу первое исследование, приняв за основу изучения три школьных кабинета. Все последующие исследования также будут проводиться в этих же самых кабинетах, за исключением тех, задачами которых будут являться определение коэффициента аэрации и определение эффективности вентиляции. Для наилучшего сравнения и большей наглядности в некоторых из них будут представлены таблицы, диаграммы или схемы (в зависимости от вида презентуемой информации).
Исследование 1: Оценка внутренней отделки школьных кабинетов
План работы:
1. Охарактеризовать внутреннюю отделку по плану:
1.1 Отделочное покрытие стен (окрашены или оклеены обоями)
1.2 Установить цвет стен, потолка, пола, классной доски
1.3 Соответствие тонов в цветовой гамме (в зависимости от месторасположения)
1.4 Определить качество покрытия пола и материал, используемый при покрытии
1.5 Определить степень чистоты стен
2. Сделать вывод о соответствии всех показателей, с учетом требований, которые к ним предъявляются.
Кабинет №1 - кабинет изобразительного искусства, расположен на первом этаже:
1. Характеристика:
1.1 Стены окрашены;
1.2 Цвет стен - светло-зеленый, цвет потолка - белый, цвет пола - коричневый, цвет классной доски - темно-зеленый;
1.3 Расположение кабинета относится к юго-восточной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;
1.4 Качество покрытия пола: частично в удовлетворительном состоянии (в некоторых участках требует полной замены). Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.
1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).
2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Кабинет №2 - кабинет немецкого языка, расположен на третьем этаже:
1. Характеристика:
1.1 Стены оклеены обоями;
1.2 Цвет стен - обои оттенка белого с элементами узора, цвет потолка - белый, цвет пола - коричневый, цвет классной доски - темно-зеленый;
1.3 Расположение кабинета относится к юго-западной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;
1.4 Качество покрытия пола: частично в удовлетворительном состоянии (в некоторых участках требует полной замены). Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.
1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).
2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Кабинет №3 - кабинет биологии, расположен на третьем этаже:
1. Характеристика:
1.1 Стены окрашены;
1.2 Цвет стен - белый; цвет потолка - белый; цвет пола - светло-коричневый. Вместо обычной классной доски - интерактивная;
1.3 Расположение кабинета относится к северо-западной части, что соответствует тонам цветовой гаммы;
1.4 Качество покрытия пола: в удовлетворительном состоянии. Материал, используемый при покрытии пола - линолеум.
1.5 Стены чистые (санитарная обработка стен проходит 1 раз в 7-10 дней, с добавлением гипохлорита кальция).
2. Данная оценка внешней отделки кабинета полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Исследование 2: Определение полезной площади и кубатуры в классах
План работы:
1. Я измеряю длину, ширину и высоту классов с помощью рулетки, с целью определения общей площади и кубатуры классных комнат.
2. Рассчитываю площадь пола и кубатуру по формулам
S=a*b,
где S - площадь класса,
a - длина пола,
b - ширина пола;
V=a*b*c,
V - кубатура класса,
a - длина пола,
b - ширина пола, c - высота класса. Заношу результаты в таблицу (Таблица 1).
3. Для того чтобы вычислить площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, я делю полученные результаты на число посадочных мест. Заношу результаты в таблицу (Таблица 2).
4. Далее я делаю вывод о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам, при этом учитывая следующую информацию:
- Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть около 55м2. санитарный гигиенический школьный помещение
- На каждого ученика должно приходиться около 1,5 м2 площади класса (без учета места, занимаемого шкафами) и не менее 4-5 м3.
- При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются от 1,8 м2 в младших классах, до 2 м2 -- в старших.
"right">Таблица 1Определение площади и кубатуры учебных кабинетов
Измерения |
Кабинет №1 |
Кабинет №2 |
Кабинет №3 |
|
l (длина) |
6 м |
4,3 м |
11,55 м |
|
S (ширина) |
6 м |
4,05 м |
6 м |
|
h (высота) |
3,5 м |
3,5 м |
3,5 м |
|
S пола |
36 м2 |
16,3 м2 |
69,3 мІ |
|
V общий |
126 м3 |
57,05 м3 |
242,55 мі |
Определение площади и кубатуры в пересчете на одного учащегося
Помещение |
Площадь (м)2 |
Кубатура (м3) |
|||
Полученный результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
Полученный результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
||
Кабинет №1 |
1,3 |
1,8 |
4,5 |
4-5 |
|
Кабинет №2 |
1,2 |
2 |
4 |
4-5 |
|
Кабинет №3 |
2,2 |
2 |
7,5 |
4-5 |
Диаграмма 1. Сравнение полезной площади на одного человека
Диаграмма 2. Сравнение кубатуры на одного человека
Вывод: в результате сравнения фактической полезной площади и требований норматива, установлен дефицит общей площади: по кабинету №1 - 8 мІ, по кабинету №2 - 5,7 мІ. Кроме того, в кабинете №3 кубатура в пересчете на одного человека превышает нормативы на 2,5 мі. Все остальные показатели удовлетворяют требованиям СанПиНа.
Исследование 3: «Изучение естественной освещенности класса»
План работы:
1. С помощью рулетки я измеряю высоту и ширину окон, для определения их общей площади.
2. Рассчитываю общую площадь по формуле
S=a*b,
где S - площадь окон,
a - длина,
b - ширина;
3. Подсчитываю площадь застекленной части окон (10% от общей поверхности окон приходится на их переплеты).
4. Результаты заношу в Таблицу 4.
5. Нахожу световой коэффициент (СК) в каждом кабинете по формуле:
СК = S/S1,
где - S- площадь застекленной части окон; S1 - площадь пола.
6. Затем определяю коэффициент заглубления. Коэффициент заглубления это отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса. Полученные результаты заношу в таблицу (см. Таблица 5)
7. Делаю вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам, учитывая следующую информацию:
- Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола; коэффициент заглубления -- не менее 1/2.
- Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 48 Вт на 1 м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.
- Следует также учитывать отражающую способность окрашенных поверхностей стен (Таблица 3). Загрязненные стены отражают в 2 раза меньше света, чем только что выкрашенные или вымытые.
"right">Таблица 3Отражаемая способность стен
Цвет поверхности |
Отражение способности (%) |
|
Белый |
80 |
|
Светло-желтый |
60 |
|
Светло-зеленый |
40 |
|
Светло-голубой |
30 |
|
Темно-голубой |
6 |
Определение площадей окон
Измерения |
Кабинет №1 |
Кабинет №2 |
Кабинет №3 |
|
h (высота окон) |
2,1*3 м |
2,1*3 м |
2,1*4 м |
|
S (ширина окон) |
2,1 м |
1,3 м |
2,1 м |
|
S общ (общая площадь окон) |
13,23 мІ |
8,2 мІ |
17,64 мІ |
|
S (площадь застекленной части окон) |
12 мІ |
7,4 мІ |
16 мІ |
|
S1 (площадь пола) |
36 мІ |
16,3 мІ |
69,3 мІ |
|
W (ширина класса) |
6 м |
4,05 м |
6 м |
Определение коэффициентов освещенности и заглубления
Помещение |
Световой коэффициент |
Коэффициент заглубления |
Коэффициент искусственного освещения |
||||
Результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
Результат |
Санитарно - гигиеническая норма |
Результат (Вт/мІ) |
Санитарно-гигиеническая норма (Вт/мІ) |
||
Кабинет №1 |
0,3 (1/3) |
1/6 |
0,45 |
1/2 |
25 |
48 |
|
Кабинет №2 |
0,45 (9/20) |
1/6 |
0,6 |
1/2 |
18,4 |
48 |
|
Кабинет №3 |
0,2 (16/69,3) |
1/6 |
0,45 |
1/2 |
26 |
48 |
Коэффициент заглубления рассчитываю по формуле:
(h2 +(h1 -h2-r))/w = Кзагл
где Кзагл - коэффициент заглубления,
h1 - высота класса,
h2 - высота окна,
r - расстояние между верхним краем окна и потолком, w - ширина класса.
Диаграмма 3. Уровень естественного освещения (К)
Диаграмма 4. Уровень искусственного освещения (Вт/мІ)
Вывод:
Проанализировав полученные результаты, было установлено, что коэффициент естественной освещенности всех трех кабинетов соответствует санитарно-гигиеническим нормам, но коэффициент заглубления в кабинете №1 и кабинете №3 не достигает положенного уровня, что является несоответствием требованиям. Исходя из данных диаграммы №4, следует, что уровень искусственной освещенности не соответствует нормам.
Исследование 4: Определение коэффициента аэрации (Ка).
План работы:
1. Провожу осмотр всех вентиляционных отверстий и проверяю с помощью листа тонкой бумаги, действуют ли они.
2. Затем определяю общую площадь всех рабочих вентиляционных отверстий и фрамуг для нахождения коэффициента аэрации.
3. Рассчитываю коэффициент аэрации по формуле:
Ка = S0/Sn
Где S0 - площадь всех вентиляционных отверстий,
Sn - площадь пола.
4. Провожу наблюдения за проветриванием кабинетов школы. Результаты отражаю в Таблице 6.
5. Проанализировав полученные результаты, делаю вывод, учитывая, что коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, а для остальных помещений - не менее 1/55. По санитарно-гигиеническим нормам проветривание должно проводиться не реже одного раза в час в течение 10-15 минут.
"right">Таблица 6Определение коэффициента аэрации
Помещение |
Коэффициент аэрации (Ка) |
Частота проветривания |
|||
Полученные результаты |
Санитарно- гигиеническая норма |
Полученные результаты |
Санитарно-гигиеническая норма |
||
Кабинет №1 |
1/20 |
1/50 |
- |
10-15 мин не режеодного раза в час |
|
Кабинет №2 |
1/20 |
1/50 |
- |
||
Кабинет №3 |
1/20 |
1/50 |
+ |
Вывод:
Коэффициент аэрации во всех трех кабинетах соответствует нормативам. Частота проветривания по санитарно-гигиеническим нормам не соответствует требованиям в кабинете №1 и кабинете №2.
Исследование 5: Определение эффективности вентиляции
План работы:
1. В первую очередь определяю необходимый вентиляционный объем воздуха (V, м3/ч), т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание углекислого газа (CO2) не превысило допустимый уровень (0,1%), по формуле:
Vуч = (K/P - G) х 3/4
где K - количество CO2, выделяемое за один астрономический час, л/ч (подсчитано, что ребенок при умственной работе выделяет в среднем столько литров CO2, сколько ему лет); P - предельно допустимое содержание CO2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1л/м3); G - содержание CO2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м3); 3/4 часа - продолжительность урока.
2. Рассчитываю кратность обмена воздуха (D) - число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня, по формуле:
D = V/Vуч.
Где V - вентиляционный объем воздуха, Vуч. - объем воздуха на одного учащегося в классе. Полученные результаты заношу в Таблицу 7.
3. Проанализировав имеющиеся данные, делаю вывод о вентиляционном режиме в помещении, учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам воздух в помещении в течение часа должен смениться 3-6 раз, а объем воздуха на одного учащегося должен составлять 4-5 м3.
"right">Таблица 7Определение кратности обмена воздуха
Помещение |
Кратность обмена воздуха |
||
Полученные результаты |
Санитарно-гигиенические нормативы |
||
Кабинет №1 |
4 |
3-6 |
|
Кабинет №2 |
5 |
3-6 |
|
Кабинет №3 |
4,5 |
3-6 |
Кабинет №1: Vуч = (13/(1--0,3))*3/4 = 14
Кабинет №2: Vуч = (14/(1-0,3))*3/4 = 7,35
Кабинет №3: Vуч = (15/(1-0,3))*3/4 = 7,9
Диаграмма 5. Кратность обмена воздуха
Вывод:
Показатели кратности обмена воздуха полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.