logo
Региональная

12. Радиоактивное загрязнение Западносибирского региона.

При оценке радиационной обстановки принято различать природный и искусственный радиационный фон. Природный радиационный фон создают внешние источники внеземного излучения (космическое излучение), а также природные радионуклиды в атмосфере, гидросфере и литосфере. Искусственный радиационный фон определяется радиоактивными отходами от атомных электростанций и предприятий ядерного топливного цикла, а также от радиоактивных выпадений при испытаниях ядерного оружия и применения изотопов в науке, технике и медицине Деятельность человека может приводить к изменению радиационного фона. Повышенный радиационный фон может создаваться за счет аккумуляции естественных радионуклидов в местах добычи и сжигания органического топлива, производства строительных материалов, в местах складирования и применения минеральных удобрений. Источники радиоактивного загрязнения: глобальные выпадения радионуклидов, обусловленные ядерными испытаниями в атмосфере на полигонах США, Великобритании, Франции, Китая и СССР; загрязнение территории радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.; загрязнение территории и объектов окружающей среды техногенными радионуклидами вследствие эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла (ЯТЦ); загрязнение атмосферы естественными радионуклидами (ЕРН) вследствие работы угольных котельных и ТЭЦ; загрязнение окружающей среды ЕРН вследствие деятельности предприятий нефтегазового комплекса; выделение радона-222 из почвы, стройматериалов и стен помещений; внешнее излучение, обусловленное содержанием естественных и техногенных радионуклидов в атмосфере и почве; потери источников ионизирующих излучений (ИИИ), применяемых в медицине, промышленности, приборах неразрушающего контроля. Радиационная обстановка на территории Томской области в значительной степени формировалась в результате прохождения облаков взрывов, проведенных на Семипалатинском полигоне, при северо-восточном переносе воздушных масс. Анализ архивных данных о метеообстановке при проведении атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне показал, что северо-восточный перенос воздушных масс был зарегистрирован во время 56 взрывов и, как минимум, 7 из них оказали радиационное воздействие на Томскую область В нормальных условиях, при отсутствии радиационных аварий и техногенных загрязнений, основную часть дозы облучения население получает от естественных источников радиации (космическое излучение, излучение от рассеянных в земной коре, почве, воздухе, воде калия-40, урана-238, тория-232, вместе с продуктами распада урана и тория). Вследствие большой плотности, радон скапливается в подвальных помещениях и на нижних этажах домов. Поставщиками радона внутрь помещений являются почва (или грунт) под зданием и около него, стройматериалы, водопровод, природный газ и атмосферный воздух. Опасность для населения представляют дочерние продукты распада радона – изотопы висмута, свинца и полония, атомы которых, оседая на мельчайших частицах пыли, образуют радиоактивные аэрозоли. Попадание таких аэрозолей в организм приводит к увеличению вероятности онкологических заболеваний дыхательных органов. Объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) функционируют в условиях повышенного содержания природных (естественных) радионуклидов в добываемом органическом топливе, пластовой воде и вмещающих породах. Окружающая среда подвергается загрязнению ЕРН за счёт их концентрирования на различных этапах добычи и сжигания топлива, а работники добывающих предприятий находятся в условиях повышенного радиационного воздействия. Одним из источников радиоактивного загрязнения окружающей среды являются предприятия Федерального агентства по атомной энергии России, включающие в себя разнообразные производства. В Томской области находятся два особо ядерно – и радиационно-опасных объекта – ФГУП «Сибирский химический комбинат» (СХК) и исследовательский ядерный реактор Томского политехнического университета. Загрязнение объектов окружающей среды происходит в результате плановых (штатных) и аварийных газоаэрозольных выбросов и сбросов сточных вод, содержащих радионуклиды, а также вследствие захоронения жидких и твердых РАО Мониторинг государственное учреждение «Томский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» областное государственное учреждение «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» (ОГУ «Облкомприрода»); региональное управление № 81 Федерального медико-биологического агентства России в г. Северск Томской области (РУ № 81); радиационная промышленно-санитарная лаборатория СХК (РПСЛ); Влияние Сибирского химического комбината: Более 50 лет в Томской области функционирует крупнейшее в России и мире предприятие по производству оружейного плутония – Сибирский химический комбинат (СХК) По данным Западно-Сибирского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (г. Новосибирск), в настоящее время основным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды территории Томской области является СХК. Его воздействие на природную среду многокомпонентно и усиливается за счет совместного воздействия радиоактивных и химических веществ. Загрязнение окружающей среды происходит в результате как плановых (штатных), так и аварийных газо-аэрозольных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, содержащих радионуклиды, в р. Томь, а также вследствие хранения и захоронения жидких и твердых РАО Производственная деятельность СХК сопровождается образованием большого количества жидких, твердых и газоаэрозольных отходов. Выбрасываются в атмосферу инертные радиоактивные газы (аргон-41, криптон-85 и др.), тритий, углерод-14, стронций-90, йод-131, цезий-137, альфа-излучающие радионуклиды (уран, плутоний, америций и др.). Кроме того, в атмосферу выбрасываются вредные химические вещества: соединения фтора, трибутилфосфат, оксиды азота, азотная кислота, парафины, четыреххлористый углерод, бензол и ряд других. Загрязнение территории атмосферными выбросами СХК зафиксировано на расстоянии до 30 – 40 км от промзоны комбината. В донных отложениях р. Ромашка и Томь, а также в их поймах присутствуют различные радионуклиды, в том числе плутоний-239(240), загрязнение реки прослеживается у н.п. Чернильщиково, Моряковка, Самусь, Кижирово, Орловка, Игловск, Красный Яр. Радиоактивные элементы разносятся на большие расстояния водоплавающей птицей (гуси, утки) и дикими животными, в том числе крупными (лоси). Не менее важны и последствия, вытекающие из факторов загрязнения радионуклидами растительности и животных для человека. В последние годы поступление радионуклидов в открытую гидросеть существенно снизилось, однако предыдущие сбросы привели к значительному накоплению радионуклидов в донных отложениях и в биоте, а также оказали влияние на загрязнение прибрежной (затопляемой) части местности.

Отходы производства и потребления в Западной Сибири. Классификация, объемы и места размещения. Утилизация твердых и жидких отходов. Федеральная и областные программы обращения с отходами. Утилизация опасных отходов.

«Отходы» — важнейшая проблема современности. Ежегодно возрастают объемы отходов, увеличивается число свалок. Промышленными и сельскохозяйственными отходами, отходами коммунального хозяйства загрязняются воздушный и водный бассейны, земная поверхность и геологическая среда. Слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот; не используется международный опыт в области обращения с отходами, не учитывается промышленный потенциал отходов, являющихся техногенным ресурсом.

Сложившаяся ситуация приводит к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения. На сегодняшний день в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80  млрд. т отходов. Учет образования и размещения твердых бытовых отходов на федеральном уровне не проводится. С 2005 г. из государственного доклада об охране окружающей среды Российской Федерации исключен раздел "Отходы производства и потребления".

До настоящего времени самым распространенным методом размещения отходов остается захоронение несортированных отходов на полигонах и свалках, что ведет к безвозвратной потере до 90  % полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья. При этом содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом сырье.

Остаются нерешенными проблемы обезвреживания пришедших в негодность пестицидов, нефтесодержащих отходов, отходов, содержащих соли тяжелых металлов. Не решена проблема законодательного и технологического обеспечения утилизации медицинских отходов, лекарственных препаратов с просроченными сроками реализации, фальсифицированных фармацевтических препаратов, лекарственных средств, конфискованных при осуществлении таможенных процедур.

Особого внимания требует решение задач по соблюдению законности при обращении с биологическими отходами. Зачастую объекты захоронения, обезвреживания и утилизации трупов павших животных эксплуатируются с нарушением действующих норм. До настоящего времени остаются нерешенными многие другие проблемы обращения с отходами производства и потребления. Не реализуется принцип "загрязнитель платит". Субъекты хозяйственной деятельности не несут экономической ответственности на стадии превращения в отход продукции, которую они ввели в обращение на рынок. Отсутствуют законодательно закрепленные требования к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов, в том числе и в горнорудном комплексе. Повсеместно малоопасные отходы смешиваются с токсичными отходами, после чего вместе захораниваются на полигонах твердых бытовых отходов.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" был принят в 1998 году. За это время произошли серьезные изменения в развитии международного законодательства, в подходах к стратегии обращения с отходами и использования их в качестве вторичного сырья.

В соответствии с международным законодательством в законе должно быть закреплено обеспечение приоритетов утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов; применение наилучших доступных технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в реализации малоотходных и безотходных технологий.

Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, к эффективной деятельности, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. Отсутствует законодательное регулирование вопроса по определению собственников отходов предприятий банкротов.

При совершенствовании законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, необходимо пересмотреть практику отнесения практически всех отходов к категории опасных, противоречащую Базельской конвенции. Необходимо интенсифицировать разработку и издание нормативных правовых актов, методических и инструктивно-технических документов по вопросам обращения с отходами.

Важной проблемой, требующей решения, является необходимость определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области. Ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.

Принимаемые государственными и контрольно-надзорными органами меры часто не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном порядке органы государственного контроля и надзора взыскивают их редко. В ряде субъектов Российской Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке вообще не ставятся.

На территории Западной Сибири, по неполным данным, ежегодно образуется более 22 млн т отходов всех классов опасности. Основная масса токсичных отходов приурочена к городским территориям. Большое количество опасных отходов регистрируется в Кемеровской, Омской, Новосибирской и Тюменской (вместе с автономным округами) областях. Утилизируется и используется не более 5 % отходов, отсутствуют мусороперерабатывающие заводы. В 1993 г. обезвреженные токсичные отходы составили 47 %. Больше всего отходов образуется в Кемеровской области (рис. 24).

В связи с новым дополнением к федеральному классификационному каталогу отходов изменилось соотношение различных классов опасности. В связи с переходом части видов отходов из 3-го класса опасности в 4-й класс изменилась динамика поступления отходов производства на полигон токсичных отходов.

В районах области действуют 36 приемных пунктов лома черных и цветных металлов. Вторичные отходы пластмасс, макулатуры, стекла используются гораздо реже. Переработкой пластмасс занимается ООО «Полиплен», использующий в качестве сырья отходы полистирола, полиэтилена, полипропилена. ООО «Сиалт-Томск» размещает производство стройматериалов с использованием отходов пластмасс в Шегарском районе, что позволит перерабатывать до 150 т пластмассовой тары в год. Существует ряд мелких компаний, занимающихся скупкой пластмассовых отходов и перепродажей их за пределы области. Основной объем отходов пластмасс (около 97 % от общего объема образованных отходов пластмасс) поступает в составе ТБО на свалки области.

Скупка макулатуры производится компаниями ООО «Ресурс», ООО «Сибирская металлопроизводственная компания» АПП Концерн «Сибвтормет» в ограниченных количествах – менее 1 % от общего объема образованных отходов.

Силами малого бизнеса начато внедрение экологически значимых проектов. Это -– технология нейтрализации отработанных кислот и применение ВИР-технологии (вторичное использование рубероида). Данные проекты будут реализованы в 2008 году.

Исходя из приведенной выше информации, можно сделать вывод, что сфера переработки вторичных ресурсов активно развивается и состояние окружающей среды в дальнейшем во многом будет зависеть от внедрения передовых экологически чистых технологий

Централизованный сбор и транспортировку отходов на территории г. Томска осуществляет в настоящее время ООО «Спецтранс» (на базе МП «Спецавтохозяйство») и ООО «Чистый город». Идет замена изношенного автопарка МП «Спецавтохозяйство»:

В настоящее время рассматриваются вопросы о создании коммерческих предприятий, подобных МП «Спецавтохозяйство» с целью создания конкуренции на рынке предоставляемых ими услуг, что особенно актуально для малобюджетных районов. Кроме того, привлечение бизнеса в эту сферу услуг должно стимулировать развитие механизмов переработки и сортировки отходов.