logo
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

16.4. Экономика природопользования и охраны окружающей среды

Экономика природопользования раздел экономики, изуча­ющий главным образом вопросы экономической (в ряде слу­чаев и внеэкономической) оценки природных ресурсов и ущер­бов от загрязнения среды.

Задачи экономики природопользования следующие:

1. Экономическая (и внеэкономическая) оценка природ­ных ресурсов.

2. Определение экономического (и внеэкономического) ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нерационального природопользования, и величины зат­рат, необходимых для ликвидации его последствий.

3. Выбор наиболее эффективных вариантов использования природных ресурсов и природоохранной деятельности, оценка абсолютной и относительной эффективности при­родоохранных затрат.

4. Разработка экономических методов управления приро­доохранной деятельностью, материального стимулирова­ния охраны окружающей среды.

Виды оценок природных ресурсов. Каждый природный ре­сурс обладает определенной ценностью для человека (эконо­мической, экологической, культурной и т.д.). Эта ценность отражается суммой экономической и внеэкономической оце­нок.

Экономическая оценка природных ресурсов определение их общественной полезности, то есть вклада данного ресурса (его единицы) в повышение уровня удовлетворения человеческих потребностей через производство или потребление. В узко­экономическом смысле – денежное выражение народнохо­зяйственной ценности природных ресурсов.

Внеэкономическая оценка природных ресурсов – определение экологической, здравоохранительной, социальной, социаль­но-психологической (моральной и культурной), религиозно-культовой и иной ценности природного ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях либо условно вы­раженная в деньгах как сумма, которой готово и может по­жертвовать общество для сохранения природных ресурсов.

Задачи, стоящие перед экономикой природопользования, можно решить, только дав правильную экономическую оцен­ку природным ресурсам.

Функции оценки природных ресурсов. Экономическая оцен­ка природных ресурсов выполняет две функции: учетную (по­казывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства) и сти­мулирующую (создает основу для введения платы за эксплуата­цию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования).

Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой очень сложную научную и практическую проблему. Дело в том, что стоимость любой вещи определяется затратами тру­да на ее изготовление, а природные ресурсы являются продук­тами природы, а не человека. Однако в их разведку, освоение, охрану и воспроизводство труд вкладывается, то есть создает­ся стоимость.

В настоящее время существуют две основные концепции оценки природных ресурсов: затратная и рентная.

При затратной концепции учитываются расходы на освое­ние природных ресурсов, а качество природных благ, их полез­ность выступают как дополнительных фактор меры ценности.

При рентной концепции исчисляется дифференциальная рента, то есть разная величина дохода, получаемая при эксп­луатации природных ресурсов различного качества и место­положения (например, земель высоко- и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т.д.).

При экономической оценке природных ресурсов очень важ­но найти компромиссное решение с учетом обоих подходов. От его разумности будет зависеть:

– выбор очередности и вариантов использования природных ресурсов в народном хозяйстве;

– оценка ущерба от их нерационального использования эффективности природоохранных затрат;

– действенность мер по стимулированию рационализации природопользования, обоснованность размеров платы за использование природных ресурсов;

– прибыльность экспорта природных ресурсов;

– справедливое распределение прибыли, получаемой на со­вместных предприятиях.

Ущербы при нерациональном природопользовании. В приро­допользовании под ущербом понимают фактические или воз­можные экономические и социальные потери в результате изменения природной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Ущербы в природопользовании классифицируют на исчис­лимые (экономические и социально-экономические) и условно-исчислимые (социальные и экологические). В качестве примера приведем классификацию ущербов в результате загрязнения атмосферы.

I. Исчислимые:

а) экономические:

– потери вследствие недополучения промышленной и сель­скохозяйственной продукции;

– потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов;

– потери вследствие снижения производительности труда, вызванного ростом заболеваемости;

– потери сырья, топлива и материалов в связи с выброса­ми;

– затраты на ликвидацию последствий от загрязнения;

– затраты на восстановление или поддержания равновесия в экосистемах;

– затраты вследствие сокращения срока службы зданий и сооружений;

б) социально-экономические:

– затраты в области здравоохранения;

– затраты на сохранение рекреационных ресурсов;

– потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды;

– дополнительные затраты на отдых.

II. Условно-исчислимые (практически не поддающиеся ко­личественной оценке):

а) социальные:

– эстетический ущерб от деградации ландшафтов;

– увеличение смертности, патологических изменений в организме людей;

– психологический ущерб вследствие неудовлетвореннос­ти населения качеством среды;

б) экологические:

– необратимые разрушения уникальных экосистем, исчез­новение видов, генетический ущерб.

Под экономическим ущербом, наносимым окружающей сре­де, понимаются выраженные в стоимостной форме фактичес­кие и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнениями, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.

Экономический эффект природоохранного мероприятия выражается величиной годового экономического ущерба от загрязнения среды, предотвращаемого благодаря этим мероп­риятиям, или суммой предотвращаемых ущербов и годового прироста дохода от улучшения производственных результатов вслед­ствие проведения природоохранных мероприятий.

Предотвращаемый экономический ущерб от загрязнения среды равен разности между величиной ущерба, который имел место до осуществления реализованного мероприятия, и остаточного ущер­ба после проведения этого мероприятия.

Методика определения экономического ущерба от загрязнения ок­ружающей среды. Под экономическим ущербом, наносимым окружа­ющей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фак­тические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнениями, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. В настоящее время разработано 2 метода определения эко­номического ущерба: метод прямого счета и эмпирический метод укрупненного счета.

Расчеты, выполненные укрупненным методом, показывают, что экономический ущерб народному хозяйству от загрязнения воздушного бассейна составляет около 60%, водного бассейна – около 30% и от загрязнения твердыми отходами – около 10% об­щего ущерба.

Определение экономического ущерба методом прямого счета тре­бует множества исходных данных, которые могут быть получены путем инженерно-экономического обследования предприятия и зоны его влияния.

Экономический эффект природоохранного мероприятия выра­жается величиной годового экономического ущерба от загрязнения среды, предотвращаемого благодаря этим мероприятиям, или сум­мой предотвращаемых ущербов и годового прироста дохода от улуч­шения производственных результатов вследствие проведения при­родоохранных мероприятий.

Предотвращаемый экономический ущерб от загрязнения среды равен разности между величиной ущерба, который имел место до осуществления реализованного мероприятия, и остаточного ущер­ба после проведения этого мероприятия.

Эффективность природопользования и природоохранных меропри­ятий. Эффективность (в общем смысле) отношение полезного дей­ствия (эффекта) к затраченным усилиям.

Эффективность природопользования эколого-социально-экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. При этом следует рассматривать не отдельные формы природопользования, которые в некоторых слу­чаях могут быть псевдоубыточными (например, создание заповед­ников), а их комплекс, проводя соответствующее моделирование и расчеты.

Эффективность природоохранных мероприятий эколого-социально-экономическая результативность проведения тех или иных природоохранных мероприятий.

Практическое определение ущербов, а следовательно, и эффективности природоохранных мероприятий – очень сложная задача. Природоохранная деятельность требует очень больших средств. Например, стоимость природоохранного оборудования может составлять 30% и более от стоимости всего оборудова­ния на предприятии. Однако затраты на охрану природы обя­зательны.

Для поддержания экономи­ческого оптимума уровень природоохранных затрат должен со­ставлять около 8–10 % от ВНП (валового национального про­дукта). В нашей стране суммы ущерба составляют приблизитель­но 8–9 %, расходы на охрану природы – только 1 %. Если поло­жение вещей не изменится, то результатом будет экологическая катастрофа.

Расчет экономического эффекта природоохранных мероп­риятий основывается на сопоставлении затрат на их осуще­ствление с экономическим результатом, достигнутым благо­даря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Превышение экономического результата над затратами на его достижение свидетельствует об экономической эффектив­ности природоохранного мероприятия. Разность между резуль­татом и затратами характеризует экономический эффект.

Методика определения экономического эффекта природоох­ранных мероприятий. Расчет экономического эффекта приро­доохранных мероприятий основывается на сопоставлении зат­рат на их осуществление с экономическим результатом, дос­тигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат вы­ражается величиной ликвидированного или предотвращенно­го экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Превышение экономического результата над затратами на его достижение свидетельствует об экономической эффектив­ности природоохранного мероприятия. Разность между резуль­татом и затратами характеризует экономический эффект.

При расчете эффективности капитальных вложений на охрану окружающей среды различают народнохозяйственный и хозрасчет­ный эффекты природоохранных мероприятий.

Народнохозяйственный эффект от снижения или предотвра­щения потерь природных ресурсов рассчитывается как разность экономических оценок этого ресурса до и после проведения при­родоохранного мероприятия или как прирост чистой продукции, полученной из природного ресурса за счет проведения мероп­риятия.

Хозрасчетный эффект от предотвращения потерь природного ре­сурса и снижения его качества определяется по приросту прибыли.

Сравнительную эффективность капитальных вложений природо­охранного назначения рекомендуется определять на основе приведенных затрат.

Социальный эффект характеризуется следующими показате­лями:

– эффектом от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости из-за загрязнения среды;

– эффектом от сокращения выплат из фонда социального стра­хования в результате тех же причин;

– эффектом от сокращения затрат общества на лечение трудя­щихся, заболевших в результате загрязнения среды;

– экономическими эффектами от улучшения использования тру­довых ресурсов, материалов и оборудования.

Лимитирование природопользования плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и заг­рязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования – плата за использо­вание практически всех природные ресурсов, за загрязнение ок­ружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполне­ния мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба.

Финансирование природоохранных мероприятий предостав­ление денежных средств на природоохранные мероприятия. Ис­точниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, бан­ковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых эконо­мических методов управления в природопользовании. Под фон­дами понимаются как учреждения, призванные оказывать ка­кую-либо материальную помощь, так и сами денежные матери­альные средства, а также их источники. Например, в экологи­ческие фонды поступают платежи всех предприятий за приро­допользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероп­риятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет пла­тить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему.

Материальное стимулирование природоохранной деятельнос­ти обеспечение выгодности для природопользователей при­родоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и на­казания.

Меры материального поощрения:

– установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затра­там);

освобождение от налогообложения экологических фондов и при­родоохранного имущества;

– применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нит­ратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);

– применение льготного кредитования предприятий, эффектив­но осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование). Меры материального наказания:

– введение специального добавочного налогообложения экологи­чески вредной продукции и продукции, выпускаемой с при­менением экологически опасных технологий (то есть такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

штрафы за экологические правонарушения.