logo
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

16.8. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза оценка уровня возможных не­гативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям эко­логической безопасности и системе рационального природо­пользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической эк­спертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

– проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооруже­ний, а также действующие предприятия;

– нормативно-техническая документация на создание но­вой техники, технологий, материалов, а также на рабо­тающее оборудование;

– проекты нормативных и административных актов и дей­ствующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

– законодательные и исполнительные органы государствен­ной власти, а также суды различных уровней;

– специализированные правительственные организации (ко­митеты, комиссии, министерства);

– специализированные неправительственные организации

(частные, общественные). Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности.

2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реа­лизации объекта экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окру­жающую природную среду хозяйственной и иной дея­тельности и его последствий.

4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

5. Принцип достоверности и полноты информации, пред­ставляемой на экологическую экспертизу.

6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

9. Принцип ответственности участников экологической эк­спертизы и заинтересованных лиц за организацию, про­ведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на фе­деральном уровне и на уровне субъектов Российской Федера­ции. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Коми­теты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится эк­спертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответ­ственный секретарь и эксперты. Результатом работы комис­сии является заключение государственной экологической эк­спертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключени­ем объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной эколо­гической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заклю­чение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической эксперти­зы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и органи­заций, органов местного самоуправления. Расходы на эколо­гическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти зат­раты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономическо­го, экологического и социального ущербов, в результате оши­бочных решений.