6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
В Российской Федерации на уровне нормативного документа существуют только несколько схем индикации состояния среды. Это прежде всего критерии устойчивого лесопользования и «Кри- терии оценки экологической обстановки территорий для выявле- ния зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологиче- ского бедствия».
В этом документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории с их спецификой по степени экологического неблагополучия и определен порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории.Нормативный документ не предназначен для использования как региональная система индикаторов (РСИ), но подбор индикаторов из имеющегося списка позволяет придать им юридический статус гораздо быстрее, чем для вновь разработанных показателей.
Ниже дается аннотированный обзор данных нормативов и пе-
речень выбранных для схемы региональных экологических индикаторов (РЭИ). В соответствии с «Критериями...» экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологичекого неблагополучия в городах и на территориях следующим образом:
относительно удовлетворительная;
напряженная;
критическая;
кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);
катастрофическая (зона экологического бедствия).
Экологическая оценка изменения среды обитания в городе характеризуется:
состоянием здоровья населения;
уровнем загрязнения атмосферного воздуха (химического, био-
логического);
уровнем загрязнения питьевой воды и источников питьевого и
рекреационного назначения (химического, биологического);
загрязнением почв селитебных территорий (химическое, био-
логическое, радиоактивное);
системой обращения с отходами.
Экологическая оценка изменения природной среды террито-
рии характеризуется:
уровнем загрязнения воздушной среды;
загрязнением водных объектов, истощением ресурсов вод, де-
градацией водных экосистем;
степенью деградации почв;
уровнем угнетения растительности;
биоразнообразием животного мира.
Загрязнение воздушной среды. Основными показателями загряз- нения атмосферного воздуха, характеризующими воздействие на природную среду (растительность, почвы, поверхностные и под- земные воды), являются критические нагрузки и критические уров- ни загрязняющих веществ. Под ними понимают максимальные зна- чения выпадений или соответственно концентраций в атмосфер- ном воздухе загрязняющих веществ, которые не приводят к вред- ным воздействиям на структуры и функции экосистемы в долго- временном плане. Критические уровни, максимально допустимые для серы и азота, опубликованы в 1995 г. для всех стран Европы по ЕМЕП-сети (сети панъевропейской программы мониторинга окру- жающей среды) 150 х 150 км. В табл. 6.3(справа)приведены критические значения диоксида серы, диоксида азота, фторида водорода и озона, влияющих на наземную растительность,а также крити- ческие нагрузки по соединениям серы, азота и ионов водорода, влияющие на лесные и водные экосистемы для европейской час- ти России.
Оценка качества атмосферного воздуха в нашей стране прово- дится по двум наиболее широко используемым критериям: индек- су загрязнения атмосферы (ИЗА) и комплексному показателю заг- рязнения атмосферного воздуха (Р).
Индекс загрязнения атмосферы рассчитывается по пяти основ- ным загрязняющим веществам (сумма средних концентраций, нор- мированных на среднесуточные ПДК, с учетом класса опасности). Применяется пятибалльная шкала оценок: удовлетворительная си- туация (ИЗА < 5), относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15). существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50), критическая (ИЗА от 51 до 100), катастрофическая (ИЗА свыше 100).
Комплексный показатель Р рассчитывается по среднегодовым концентрациям для любого числа ингредиентов по аналогичным принципам с применением коэффициента изоэффективности класса опасности веществ и с учетом эффекта частичной сумма- ции их токсического действия. Его значения табулированы от до- пустимого уровня загрязнения до состояния экологического бед- ствия.
Загрязнение водных объектов. В качестве основных показателей оценки состояния поверхностных вод выбраны токсичные, при- оритетные загрязняющие вещества, в том числе обладающие свой- ствами накопления в органах и тканях гидробионтов. Критерии оценки степени химического загрязнения поверхностных вод при стабильном сохранении химического загрязнения в течение трех лет приведены в табл. 6.4. Широко применяется ПХЗ-10 — форма- лизованный суммарный показатель химического загрязнения вол. Он рассчитывается как сумма значений концентраций, нормиро- ванных на ПДК рыбохозяйственных водоемов, для 10 загрязняю- щих веществ с максимальным превышением ПДК.
Расчет ПХЗ-10 производится по формуле
формуле:
где Сд.о и Св — концентрации загрязняющих веществ соответствен- но в донных отложениях и в воде.
Коэффициент накопления в гидробионтах Кн рассчитывается в формуле
где Сг — концентрация загрязняющих веществ в гидробионтах. Усредненные значения критической концентрации некоторых загрязняющих веществ, мг/л:
При оценке состояния водных экосистем достаточно надежны- ми показателями являются характеристики состояния и развития всех экологических групп водного сообщества. На практике оценка этих индикаторов представляет значительные сложности из-за нарушения рядов наблюдений и малого числа точек наблюдений. Основные показатели по фито- и зоопланктону, а также по зообентосу, характеризующие степень деградации пресноводных экосистем, представлены в табл. 6.5.
В системе Роскомгидромета для оценки состояния поверхност- ных водных объектов применяется индекс загрязнения воды (ИЗВ). С его помощью сравнивают водные объекты между собой, характеризуют изменения качества воды. Это сумма нормированных к ПДК значений концентрации шести главных поллютантов: в качестве обязательных — БПК5 и растворенный кислород, а также четыре ингредиента с максимальными значениями. Оценка качества воды базируется на сравнении со шкалой из семи градаций: от «очень чистая» (ИЗВ < 0,3) до «чрезвычайно грязная» (ИЗВ > 10,0). Она дополняется санитарными показателя- ми (коли-индекс, патогенные микроорганизмы).
Таблица6.5 Критерии оценки состояния пресноводных экосистем*
Показатель | Зона экологическо- го бедствия | Зона чрезвычайной экологической ситуации | Относительно удовлетворитель- ная ситуация |
Концентрация хлорофилла, мг/л | > 0,05 | 0,03-0,05 | < 0,01 |
Среднелетняя био- масса фитопланкто- на, мг/л | > 100 | 50-100 | < 10 |
Фитомасса нитчатых водорослей, мг/м3 | > 3 | 2,6-3,0 | < 2 |
Биотический индекс по Вудивису, баллы | < 1 | 1-2 | >6 |
Олигохетный индекс (% от числа всего зообентоса) | > 100 | 100-86 | < 50 |
* ГОСТ 17.1.3.07 — 82 «Охрана природы, гидросферы. Правила контроля каче- ства воды водоемов и водотоков»; Руководство по методам биологического анали- за поверхностных вод и донных отложений / Под ред. В. А. Абакумова. — Л.: Гидро- метеоиздат, 1983.
Сокращение ресурсов поверхностных вод. В качестве основного показателя оценки степени истощения водных ресурсов принята норма безвозвратного изъятия поверхностного стока. Норма — это предельно допустимый объем безвозвратного изъятия поверх- ностного стока, составляющий 10 —20 % среднемноголетнего зна- чения естественного стока.
Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвозв- ратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышлен- ности, теплоэнергетике, сельхозводоснабжении, орошении и про- мышленном рыбоводстве с учетом потерь на испарение, межбас- сейновой переброски стока рек и др. Оценка его объема проводит- ся для замыкающих створов рек.
Загрязнение подземных вод. Загрязнение подземных вод на уча- стках зоны влияния хозяйственных объектов характеризуется кон- центрацией загрязняющих веществ и площадью области загрязне- ния. Оценивается содержание нитратов, фенолов, тяжелых метал- лов, нефтепродуктов, хлорорганики, бенз(а)пирена.
Загрязнение и деградация почв. Выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местополо- жения, генезисом, буферностью, а также разнообразием исполь-
зования. В оценке экологического состояния почв основными показателями степени экологического неблагополучия являются критерии физической деградации, химического и биологического загрязнения. Также в качестве критерия экологического состояния территории используют площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание). За комплексный показатель загрязнения почвы принимают фитотоксичность — свойство загрязненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие высших растений (тестовый показатель).
Признаком биологической деградации почв является снижение жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, о котором можно судить по уменьшению уровня активной микробной биомассы, а также по более распространенному, но менее точному показателю — дыханию почвы. Кратность превышения предельно допустимых норм загрязняющих веществ в почве оценивается по их подвижным (растворимым) формам. Радиоактивное загрязнение оценивается по мощности экспозиционной дозы (мкР/ч) и степени радиоактивного заражения (Бк/м2).
Для оценки химического загрязнения широко используется показатель суммарного загрязнения почв ZС. Градации значений этого показателя были табулированы для следующих восьми эле- ментов: Сu, Zn, РЬ, Сd, Ni Fе, Со, Нg, а категории загрязне- ния, сопоставленные с показателями здоровья населения, были утверждены в 1989 г. Главным санитарным врачом СССР в каче- стве нормативного документа. С тех пор оценка загрязнения почв по значениям ZС выполняется неккорректно (для произвольного набора поллютантов).
Изменения геологической среды. Геодинамические показатели деформации геологической среды с экологическими последствия- ми могут быть представлены в форме интенсивности и масштаба проявления современного напряженно-деформированного состояния верхних частей литосферы. Эти показатели определяются параметрами критических скоростей деформации и масштабом ожидаемого сейсмического эффекта. В качестве предельного критического уровня геодинамического воздействия объектов используется величина деформации 0,00001 отн. ед., которая применятся при оценке аномальных техногенных деформаций. Предельный (критический) уровень деформации 0,00001 отн. ед. может быть достигнут в локальных зонах в течение 15 — 30 лет. Эти сроки соизмеримы с минимальными сроками эксплуатации особо ответственных объектов и сооружений. Нарушение их функционирования может привести к критическим экологическим последствиям. Уровень деформации 0,0001 отн. ед. приводит к таким нарушениям экологической среды, что районы с этими нарушениями можно отнести к зонам геологического бедствия.
Деградация наземных экосистем. Оценка степени деградации экосистемы проводится по критериям, которые определяют нега- тивные изменения в структуре и функционировании экосистем и учитывают их пространственную дифференциацию по степени нарушенности, а также динамику процессов деградации.
При оценке экологического состояния территории учитывает- ся как площадь проявления негативных изменений (так как при равной степени деградации участка территории возможность вос- становления обратно пропорциональна его площади), так и про- странственную неоднородность распределения участков разной степени деградации на исследуемой территории. Скорость деграда- ции экосистем рассчитывается по 5—10-летним рядам наблюде- ний.
Фитоценозы. Растительность как биотический компонент лю- бой природной экосистемы играет решающую роль в структур- но-функциональной организации экосистемы и определении ее границ.
Фитоценоз не только весьма чувствителен к нарушениям окру- жающей среды, но и наиболее наглядно отражает изменение эко- логической обстановки территории в результате антропогенного воздействия. Индикаторы оценки состояния растительности раз- личаются в зависимости от географических условий и типов эко- систем. При этом учитываются негативные изменения как в струк- туре растительного покрова (уменьшение площади коренных ас- социаций, изменение лесистости), так и на уровне растительных сообществ и отдельных видов (популяций): изменение видового состава, ухудшение ассоциированности и возрастного спектра це- нопопуляций.
Плотность популяции видов-индикаторов — один из важней- ших показателей состояния экосистемы, высокочувствительный к основным антропогенным факторам. В результате антропогенного воздействия плотность популяции «отрицательных» видов-инди- каторов снижается, а «положительных» — возрастает. Пороговым значением антропогенной нагрузки следует считать снижение (или повышение) плотности популяции вида-индикатора на 20%, а критическим значением — на 50%.
Одним из существенных параметров популяции является воз- растной аспект — доля участия в ней особей разных возрастных состояний. Возрастные состояния устанавливают на основании комплекса морфологических признаков или абсолютного возраста в тех случаях, когда его определение не представляет особых за- труднений.
Состояние растительности можно рассматривать как индика- тор уровня антропогенной нагрузки на природную среду обита- ния (повреждение древостоев или хвои техногенными выброса- ми, уменьшение проективного покрытия и продуктивности паст-
бищной растительности). Изменение проективного покрытия про- исходит в результате антропогенного воздействия на раститель- ность разных типов, главными из которых являются механичес- ское нарушение фитоценоза (выпас, рекреация и т.д.) и хими- ческое воздействие, приводящее к изменению жизненного со- стояния видовых популяций через изменение процессов метабо- лизма и водного баланса.
Уменьшение запаса древесины основных лесообразующих по- род свидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительной лесохозяйственной деятельно-
сти.
Лесные пожары являются опасным фактором, приводящим к деградации значительных площадей лесных экосистем. Обширные гари, на которых лес не восстанавливается в течение, как мини- мум, 10 лет, являются признаком необратимых изменений в эко- системе.
Изменения качественных и количественных характеристик растительного покрова могут быть объективно интерпретированы только в сравнении с естественным состоянием растительных сообществ. При этом под фоновыми понимают относительно ненарушенные участки, аналогичные по своим природно-ландшафтным характеристикам исследуемой территории.
Зооценозы. Критерии и индикаторы состояния животного мира рассматриваются на уровне зооценоза или популяций отдельных животных. При расчете изменений разнообразия как критерия оце- нок состояния зооценоза в целом необходимо учитывать, что дан- ный критерий связан с оценкой обилия, а численность многих животных подвержена циклическим изменениям. За временной шаг для оценки принимают десятилетние перио- ды сравнения. Индикатором могут быть как массово гнездящиеся птицы, так и, напротив, относительно редкий вид, имеющий эко- топически узкий диапазон условий обитания (например, черный коршун).
При оценке изменения плотности популяции видов — индика- торов антропогенной нагрузки — необходимо учитывать их раз- личную реакцию на воздействие: популяции устойчивых видов будут увеличивать свою численность, а популяции видов, чувствитель- ных к антропогенной нагрузке, — уменьшать ее.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением