10.2. Порядок проведения
Общественная экологическая экспертиза проводится до прове- дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек- тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус- ловии государственной регистрации заявления общественных орга- низаций о ее проведении.
В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол- жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак- тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о состав экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ- ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о
проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото- рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро- ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из- вестить население о начале и результатах ее проведения.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.
Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес- кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально- го закона «Об экологической экспертизе»;
получать от структурных подразделений МПР России, специа- лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком- ления нормативно-технические документы, которые устанавлива- ют требования к проведению ГЭЭ;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представите- лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово- димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост- раняются требования, предусмотренные в л. 2 и п. 5 ст. 16 Феде- рального закона «Об экологической экспертизе».
Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про- ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла- менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде- ляются следующие положения.
Цель проведения общественных слушаний — информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
Правовая основа — перечисляются нормативные акты Россий- ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер- тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе- ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.00 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе- дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои- тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроитель- ный кодекс региона.
Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос- ти и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной вла- сти и местного самоуправления, государственных природоохран- ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга- низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать в обсуждении на равных основаниях.
Результат общественных слушаний — список участников, сте- нограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.
Организаторы и участники общественных слушаний — Вре- менная комиссия собрания представителей по изучению мне- ния населения для подготовки и проведения общественных слу- шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования; само собрание представителей муниципального образования и инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. На слушания приглашаются представители ор- ганов государственной власти и местного самоуправления, го- сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче- ских служб, общественных организаций и средств массовой ин- формации.
Документы, представляемые общественности для ознакомле- ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель- ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак- тера, содержащее краткое изложение результатов исследований но ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре- доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен- ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на окружающую среду организуется в помещениях местной админис- трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указан- ным адресам в установленное время знакомиться с документаци- ей и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга- низации просмотра документации по проекту по указанным адре- сам организуется рабочее место.
Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов испол- нительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и ме- сте доступности документации по проекту, дате и месте проведе- ния общественных слушаний.
Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии наме- чаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии на- мечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечае- мой деятельности на социально-экономическую ситуацию в реги- оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан- ной территории.
Порядок проведения слушаний — в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча- стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен- ных слушаний назначаются временной комиссией.
Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве- тов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, пред- ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу- шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали- фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу- стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези- диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз- работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи- ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государ- ственной власти, местного самоуправления и иных государствен- ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали- зацию намечаемой деятельности.
В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас- тников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.
Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото- вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу- шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован- ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен- ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комис- сией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слу- шаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.
Регламент общественных слушаний — выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк- спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу- шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ- ления участников по предварительной записи. Подведение итогов председателем президиума и оглашение даты готовности текста заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред- ствах массовой информации и утверждается собранием представи- телей.
Итоговые документы слушании — список участников слуша- ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен- ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу, который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе- дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола направляются заказчику, в администрацию муниципального обра- зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен- ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об- щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре- бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при- ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес- печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.
Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщает- ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.
Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи- сывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.
В заключении президиумом даются ответы на основные вопро- сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач- ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»), президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следо- вать комментарии, раскрывающие его суть.
Во время подготовки заключения члены президиума не могут использовать информацию о намечаемой деятельности, получен- ную после проведения слушаний. В период подготовки заключения заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези- диума с какими-либо вопросами.
Секретарь направляет копии заключения президиума заказчи- ку, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в места, где органи-
зован доступ общественности для ознакомления с проектными материалами.
13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под- готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри- нять усилия для ознакомления широкой общественности с за- ключением президиума общественных слушаний, в частности пу- тем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.
В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:
она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со- ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
порядок государственной регистрации общественной органи- зации (объединения) не соответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения), организую- щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на- стоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре- дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол- нены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут от- ветственность за незаконный отказ от государственной регистра- ции заявления о проведении ОЭЭ.
Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ- чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за- данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.
Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.
Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам- аналогам.
Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.
3.1. Достаточность описания существующих природных усло- вий для целей ОВОС.
3.2. Правильность инвентаризации и характеристики источ- ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста- диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту- ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).
3.3. Достоверность оценки значимости воздействий с учетом соответствия стандартам и реакции экосистем.
Правильность прогноза планируемых воздействий во вре- мени и в пространстве.
Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том числе по размещению и планируемым техническим решениям.
Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.
Достаточность планируемой системы мониторинга и пос- лепроектного анализа.
Проанализировать соответствие технических решений совре- менным требованиям.
Оценить экономическую эффективность предложенных при- родоохранных решений.
Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по- следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.
Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.
Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го- сударственным органам в области экологической экспертизы, осу- ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи- ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж- дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа- ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру- гим заинтересованным лицам.
При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при- нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат- риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением