10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя- емых в соответствии с решением соответствующих органов мест- ного самоуправления.
Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки включает так называемые консультации. Они подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами
или источниками информации — государственными органами, научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс кон- сультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсужде- ния в его ходе, круг его участников, как правило, регламентиро- ваны нормативными документами.
Учет мнения населения при формировании и обсуждении за- ключения ОЭЭ важен со следующих точек зрения.
Участие общественности может обеспечить согласование ин- тересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуще- ствление намечаемой деятельности или затрагиваемых ее возмож- ными воздействиями. Возникающие при этом противоречия меж- ду интересами этих групп являются наиболее частым источником конфликтов, развивающихся вокруг проекта. Поэтому одной из основных целей участия населения в процессе ОЭЭ служит выра- ботка взаимоприемлемых решений и уменьшение конфликтности проекта в целом.
Общественное участие может использоваться в качестве инст- румента решения различных задач ЭО, таких как выявление воз- можных воздействий, изучение социальной значимости проекта и определение наиболее значимых воздействий, изучение альтерна- тив, планирование природоохранных мероприятий. В целом обще- ственное участие должно содействовать улучшению качества при- нимаемых решений.
Участие общественности в процессе ЭО представляет само- стоятельную ценность, поскольку является инструментом осуще- ствления прав граждан.
Современные информационные технологии позволяют прово- дить общественные слушания Деклараций о намерениях, экологи- ческих обоснований проектов, результатов ОВОС или непосредствен- но общественную экспертизу в виртуальном пространстве, путем телеконференций, обсуждений в Интернете. Например, Калининг- радское региональное отделение Российского геологического об- щества проводило опрос в Интернете (неофициальную ОЭЭ) по ОВОС проекта обустройства Кравцовского нефтяного месторожде- ния (Д-6), выполненную ООО «ЛУКойл— Калининградморнефть».
Опрос проводился в рамках общественных обсуждений проекта. Суть опроса сводилась к заполнению типовой анкеты. Заключение по результатам опроса было оглашено на общественных слушани- ях по ОВОС проекта.
В анкете сообщались сведения об эксперте, его квалификации и области профессиональных интересов. Каждый эксперт высказы- вал мнение о предварительных материалах по ОВОС; оценивал степень проработки вопросов, формулировал замечания и пред- ложения по следующей схеме.
1. Принцип минимизации экологического ущерба (степень реализа- ции в проекте). Этот принцип является одним из основных такти-
ческих элементов в природоохранной стратегии инвестора, кото- рый при подготовке материалов к ОВОС данного проекта исходит из концепции «нулевого сброса». Принцип минимизации эколо- гического ущерба в представленных материалах провозглашается с начала и до конца. Насколько он будет реализован в проекте — судить затруднительно из-за сугубо качественных оценок эколо- гических опасностей и возможных экологических ущербов. При составлении тома ОВОС необходимо исходить из количественных оценок.
Пока можно говорить о том, что у составителей данных мате- риалов есть стремление минимизировать экологические ущербы. Однако эффективно это можно сделать лишь в рамках теории эко- логического риска. Пока оценки экологических рисков на основных этапах реализации инвестиционного замысла отсутствуют (обус- тройство платформы, прокладка трубопровода, бурение, назем- ные работы) или декларируются (например, объем аварийных раз- ливов для ледостойкой стационарной платформы указан в размере более 10 м3 без обоснования).
Основные источники экологического риска: нарушение обуст- ройства скважин, нефтегазовые перетоки и истечения, одиночная нитка трубопровода (надо — труба в трубе), в том числе на песча- ном берегу, факелы, очистные сооружения, накопители отходов, инсинератор нефтесодержащих отходов на комплексном нефтя- ном терминале. Почти все эти источники упомянуты в представ- ленных материалах, даже предусмотрены исследования перетоков и естественного истечения углеводородов на дне моря.
2. Оценка воздействия на морскую среду и сушу (полнота, досто- верность). Описание воздействия на морские и наземные экосис- темы выполнено достаточно полно и корректно. Достоверность оценки воздействий на конкретные компоненты окружающей среды определяется полнотой и метрологическими характеристиками ис- следований, результаты которых использованы. Недостатком явля- ется разновременность получения привлекаемых результатов (не учтен временной дрейф данных): работы 1988—1991 гг., комплек- сные экспедиции 1991 и 1994 гг.
Противоречиво описаны уровни загрязнения морских вод и донных осадков: среднее загрязнение воды нефтепродуктами 0,020 мг/л — в этом случае должно развиваться активное загряз- нение донных осадков, то же с фенолами (больше ПДК, но не больше фона). Ничего не говорится о загрязнении береговой зоны и ландшафтов вдоль трассы трубопровода, на земельном отводе комплексного нефтяного терминалов и вокруг него. Отсутствуют конкретные сведения об используемых реагентах, обороте шла- мов, их токсичности. Не раскрыта (нет ссылки) технология пере- работки буровых шламов в инертный грунт. Судить о достаточно- сти нельзя.
Мало сведений о наземной части промысла, условиях проклад- ки (кроме переходов через реки) трубопровода, количестве конт- рольных постов, организации технологического контроля и эко- логического мониторинга, регламентах штатной работы нефтесбор- ного пункта и комплексного нефтяного терминала.
Экологическая политика 000 «ЛУКойл — Калининградморнефть» (соответствие современным требованиям к охране окружающей сре- ды). Экологическая политика ООО «ЛУКойл —Калининградмор- нефть» соответствует современным требованиям по охране окружа- ющей среды, опирается на рациональные принципы природополь- зования и будет реализовываться природоохранной службой пред- приятия в рамках системы управления охраной окружающей среды.
Экологический мониторинг (предложения к будущей програм- ме). Программа экологического мониторинга нуждается в значи- тельном усовершенствовании.
Невнятно описан технологический мониторинг буровых и тру- бопровода; операторского контроля на насосных станциях недо- статочно, перспективно применение волоконно-оптического дат- чика (Германия);
Основной бич нефтепроводов — скайлинг (обрастание изнут- ри) в результате деятельности железо- и серобактерий с последу- ющим разрывом; требуются две нитки (для профилактики и ава- рийных ситуаций); предусмотренных мер (прочистка скребками и поршнями, добавка ингибиторов коррозии, среди которых долж- ны быть биоциды) недостаточно.
За разливами нужен всепогодный и непрерывный контроль (объез- ды на катере — рутинны и неэффективны): цифровые камеры теп- лового (8— 13 мкм), ближнего инфракрасного (0,8— 1,0 мкм) и уль- трафиолетового (0,3 — 0,4 мкм) диапазонов применительно к за- даче постоянного мониторинга участков акваторий, потенциаль- но опасных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью опознания разливов нефтепродуктов на ранних стадиях их появле- ния по данным наблюдений в различное время суток; регистрация в реальном масштабе времени с записью на запоминающее устрой- ство, обнаружение нефтяных пленок заданного размера (плошади и толщины), индикация пленок, поступающих от бункеровочного терминала, наличие автоматизированного алгоритма анализа ава- рийного сигнала.
Мониторинг качества морской воды надо вести автоматизиро- ванной станцией на платформе и в буях — постами автоматизиро- ванного контроля, доведя плотность исследований до уровня из- менчивости изучаемых процессов. Гидрохимический контроль це- лесообразно выполнять только автоматизированными средствами измерений, чтобы обеспечить его непрерывность по отношению к техногенным воздействиям (приборы фирмы «Люмекс», станция «Тритон-Центурион» и др.).
Необходим мониторинг наземных трубопроводов: в траншей- ном исполнении трубопровод может контролироваться автомобиль- ным или вертолетным инфракрасным сканером с цифровой запи- сью на видеоспектрометр, газоанализатором и рядом других опе- ративных мониторинговых систем.
Меры по предотвращению аварийных разливов нефти (полнота и эффективность). Предусмотрены недостаточные превентивные меры против разливов в море и на берегу. Для повышения надеж- ности технологических элементов комплекса необходимы: проклад- ка двух ниток трубопровода, труба в трубе, лазерный контроль с помощью волоконно-оптического датчика. Требуется организация постоянного мониторинга участков акватории, потенциально опас- ных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью их опозна- ния на ранних стадиях появления по данным наблюдений в раз- личное время, суток и любую погоду. Не предусмотрены меры по защите прибрежных зон от внутриводных разливов и по защите дюнных комплексов на берегу.
Плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов неф- ти (полнота и эффективность). Предусмотренные сроки ликвида- ции разливов (до 24 ч) слишком велики, поскольку тяжелая нефть или мазуты через сутки после попадания в воду испаряют летучие фракции и образуют скопления сгустков нейтральной плавучести. приобретая способность перемещаться внутриводно.
Необходимы расчеты и моделирование растекания нефти, по- скольку, скорее всего, пятно будет двигаться к берегу и может достичь мелководья (менее 2 м), где нефтесборщик работать не сможет. Следовательно, все заповедные зоны таких участков аква- тории, берега и дно будут покрыты нефтепродуктами.
Не менее опасны разливы на песчаном берегу.
7. Резюме. Проведена профессиональная грамотная работа по обес- печению минимизации экологических рисков обустройства неф- тепромысла.
Рассмотрены типовые технические решения по защите морской среды от нефтезагрязнений. Большинство из них являются вполне достаточными для достижения поставленной цели. Однако два об- стоятельства вынуждают говорить о необходимости принятия до- полнительных мер. Эти обстоятельства — существующие высокие техногенные нагрузки на экосистемы Балтийского моря и непос- редственная близость промысла к национальному парку «Куршс- кая коса». В таких обстоятельствах обычных превентивных мер мо- жет оказаться недостаточно. Выше были указаны рекомендуемые дополнения.
Также нуждается в усовершенствовании система технологичес- кого контроля и мониторинга морской и наземных экосистем пу- тем применения современных аппаратурно-методических комплек- сов (в терминологии XЕЛКОМ — наилучших достигнутых техноло-
гий), особенно учитывая длительный период эксплуатации про- мысла.
При разработке ОВОС необходимо проанализировать источни- ки и величину экологических рисков.
Достоинства уже проделанной к составлению ОВОС работы:
инвестор планирует создать современное высокотехнологич- ное и экологичное предприятие;
основные технические решения выполнены с полным уче- том экологических ограничений;
используются правильные базовые природоохранные прин- ципы;
предусмотрены борьба со скайлингом трубопроводов, про- мышленная централизованная переработка отходов;
запланированы подземные переходы трубопроводов через речные преграды и многие другие природосберегающие меры.
Основные дополнения при разработке ОВОС имеет смысл внести в следующие разделы:
конструктивное усложнение трубопроводов для повышения их надежности;
оценка экологической обстановки вдоль наземного трубо- провода, на нефтесборных пунктах и комплексном нефтяном тер- минале, что позволит конкретизировать экологические ограниче- ния, систему мониторинга и природоохранные мероприятия;
экологический мониторинг (предложения к будущей про- грамме);
меры по предотвращению аварийных разливов нефти в си- стеме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
меры по предотвращению аварийных разливов нефти в сис- теме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти на море и на берегу.
Все предложения, которые сделаны в настоящем заключении, направлены исключительно на усиление экологичности производ- ства. Они несколько увеличат затраты на природозащитные меры, но в будущем эти расходы окупятся сторицей и повысят рента- бельность нефтедобычи.
Использование современных форм электронных коммуникаций (вплоть ло телеконференций), безусловно, способно повысить эффективность общественных слушаний, обеспечить всестороннее квалифицированное обсуждение сильных и слабых сторон проекта и даже усовершенствует процедурные аспекты (например, прото- кол слушаний будет представлять объективный сборник ориги- нальных высказываний). В итоге общественные обсуждения от фазы эмоциональных непрофессиональных высказываний перейдут к подготовке научно и инженерно обоснованного документа, кото- рый в значительной мере облегчит и проведение ГЭЭ.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением