8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
Во всех случаях ГЭЭ выступает как процедура оценивания дос- таточности экологического обоснования проектов. При этом экс- пертная комиссия исходит как из формальных признаков, опреде- ленных нормативной базой, так и из содержательного сопоставле- ния существующей экологической ситуации и той обстановки, ко- торая сложится при создании и эксплуатации планируемого объекта.
К формальным признакам относятся:
наличие всех необходимых материалов, предусмотренных зако- ном;
достоверность содержащихся в них сведений;
адекватность применявшихся методов сбора, исследования и обработки информации применительно к задачам проекта;
наличие всех необходимых согласований властных и надзорных структур соответствующего уровня;
соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, технологи- ческих норм использования сырья и энергии, нормативов исполь- зования территории и других природных ресурсов, корректность расчетов санитарных и защитных зон и т. п.;
результаты общественных слушаний и учет интересов всех за- интересованных сторон.
Содержательный анализ опирается на оценки существующих техногенных нагрузок на компоненты окружающей среды и про- верку приемлемости рассчитанного уровня экологического риска. Этот анализ призван подтвердить допустимость появления новых воздействий (по составу и количеству) в уже существующей (или возникающей) природно-технической системе, а также справед- ливость обоснования географического размещения объекта и от- дельных частей его инфраструктуры с точки зрения минимизаций (оптимизации) вредного влияния их на экосистемы и население. Косвенно при этом должен рассматриваться и ожидаемый поло- жительный социально-экономический эффект (без которого ре- шение о допустимости планируемой деятельности вообще невоз- можно).
Перечисленные аспекты подробно рассматривались выше, при обсуждении процедуры, методов и приемов разработки экологи- ческого обоснования проектов и проведении ОВОС (включая аль-
тернативы размещения объекта, использования строительных, производственных и природоохранных технологий, предложения по программе мониторинга, компенсационным мерам и т.д.). Ины- ми словами, экологическая экспертиза — это процесс проверки экологического обоснования или результатов оценки воздействия, аналогичный им по цели и применяемым методам.
Естественно, что экологическая экспертиза промышленных объектов различных отраслей имеет подчас отчетливую специфич- ность, связанную с несимметричностью воздействия на отдель- ные компоненты окружающей среды: «землеемкие», водоемкие, ресурсоемкие и т. п. производства.
Горнодобывающие и горноперерабатывающие предприятия. По сте- пени и необратимости нарушений природного равновесия в эко- системах эти предприятия занимают одно из первых мест среди всех производственных комплексов. К числу негативных послед- ствий следует отнести трансформацию ландшафтов, ухудшение со- стояния атмосферы, сокращение площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного пользования, загрязнение почвенного по- крова, развитие эрозионных процессов, изменение состояния и свойств горных пород, слагающих основания перемещенных по- родных массивов, а также гидрологического и гидрогеологическо- го режима района, возникновение горно-геологических процессов и явлений, носящих порой катастрофический характер.
В Российской Федерации на 01.01.99 было выявлено более 2 тыс. очагов загрязнения поверхностных и подземных вод, 65 % которых связано с воздействием техногенных образований на природную среду.
Одним из технологических процессов на горнодобывающих, обогатительных и теплоэнергетических предприятиях является от- валообразование, предусматривающее транспортировку и укладку на части земельного отвода попутно добываемой горной породы, некондиционных полезных ископаемых, шлака, золы. На отваль- ных работах занято до 25 % персонала, работающего на карьерах, а доля затрат на отвалообразование в себестоимости полезного ис- копаемого составляет на открытых работах 12— 18 %. По данным Роскомстата, на 01.01.91 в России отвалы занимали до 40 % нару- шенных земель.
В целом доля горной промышленности в загрязнении биосферы около 20 %. На долю горных отраслей промышленности приходит- ся 70 — 80% объема всех отходов. Из добываемого минерального сырья 90 — 95% практически безвозвратно теряется в виде твер- дых, жидких и газообразных огходов. Общее количество переме- щенной на планете горной массы в настоящее время превышает 100 млрд т. Результатом такого воздействия является образование техногенных геологических тел, представленных горными порода- ми, отходами обогащения, золами, шлаками, шламами.
Эти отходы служат одним из важнейших источников экологи- ческого дискомфорта. Отходы возникают сегодня во всех техноло- гических переделах: при добыче руд — в виде отвалов вскрышных пород; при обогащении — в виде хвостов промывки и флотации; при выплавке металла — в виде шлаков, огарков, газовой фазы и т.д.
Предприятия горнодобывающей и перерабатывающей отраслей оказывают наибольшую техногенную нагрузку на окружающую среду. Так, в 2000 г. площадь нарушенных горными работами зе- мель на территории России составила 1282,6 тыс. га, более 10 % из которых приходится на хранилища твердых отходов; 20 % очагов загрязнения подземных вод связано с проникновением за- грязняющих веществ из накопителей отходов.
Для отходов добычи и переработки минерального сырья общи- ми являются следующие проблемы экологически безопасного скла- дирования:
геомеханические (сохранение устойчивости откосов, прогноз уплотнения отложений, прогноз деформаций слабопроницаемых отложений);
гидрологические и гидрогеологические (предотвращение повер- хностного смыва техногенных отложений и миграции загрязните- лей в поверхностные и подземные воды; создание защитных со- оружений — противофильтрационных завес, экранов и т.п.; со- хранение водного баланса территории);
аэрологические (закрепление пылящих поверхностей);
рекультивационные.
В угольной промышленности России на каждый миллион тонн добычи открытым способом земельный отвод составляет 20—30 га, при подземной добыче — около 8 га. При подземных работах под отвалы пустых пород занято до 30 % земельного отвода, при от- крытых площади отвалов в 3 — 7 раз больше площади выемки по- род.
К отходам горного производства относятся также гидравличес- ки укладываемые грунты природного происхождения и техноген- ные наносы:
гидроотвалы, формирующиеся при складировании вскрышных пород гидравлическим способом;
хвостохранилища для отходов обогащения твердых полезных ископаемых;
золоотвалы, аккумулирующие золошлаки теплоэнергетической отрасли;
шламонакопители, предназначенные для длительного хранения.
В связи с повышенной экологической опасностью эксплуата- ции намывных территорий их различают по классам ответственно- сти в зависимости от объема складирования хвостов, инженерно- геологических характеристик складируемых материалов и грунтов
основания, конструкции хранилища отходов, условий эксплуата- ции, положения породного массива в рельефе и относительно дру- гих промышленных и гражданских объектов. Влияние на окружающую среду намывных сооружений, в кото- рых складируются сотни миллионов кубических метров отходов обогащения полезных ископаемых, носит региональный характер. Намывные горнотехнические сооружения являются объектами повышенной экологической опасности, так как могут быть источ- никами загрязнения воздуха, подземных и поверхностных вод, почвенного покрова на обширных территориях. При традицион- ной технологии намыва во внутренних зонах гидроотвалов и хвос- тохранилищ формируются мощные (до 50— 100 м) толщи тонко- дисперсных материалов, находящиеся в течение десятилетий в неуплотненном состоянии, что определяет их низкую несущую способность и исключает возможность рационального использова- ния намывных территорий.
Водонасыщенные слабоуплотненные массивы могут создавать угрозу затопления прилегающих площадей, а слабая водоотдача тонкодисперсных отложений обусловливает медленный водообо- рот и требует значительных дополнительных объемов воды для подпитки гидроустановок.
Техногенные наносы имеют большую протяженность (донные отложения временных и постоянных водных потоков) или пло- щадь (наносы пыли, искусственные почвы, донные отложения озер и морей). Они формируются на территориях крупных про- мышленных центров и за их пределами. С инфильтрующимися водами поллютанты попадают в почвенно-растительный слой, по- венные и грунтовые воды, а затем поглощаются и накапливаются в растениях.
В России первое место по суммарному индексу загрязнения по- чвы занимает техногенный массив Рудной пристани (Приморский край), где на площади более 75 км2 наблюдается катастрофическое загрязнение почв свинцом (300 ПДК). Наиболее крупные по пло- щади техногенные наносы наблюдаются в окрестностях Санкт-Пе- тербурга на площади около 10000 км2 со средним индексом сум- марного загрязнения почв 96 единиц и Москвы (площадь более 15 000 км2, средний индекс суммарного загрязнения 46 единиц). Отходы горнодобывающей и горно-перерабатывающей отрас- лей, как правило, однородны, несмотря на имеющиеся в ряде случаев различия в гранулометрическом и химическом составе скла- дируемых отложений. Однородность их определяется единым гене- зисом отходов: вскрышные породы, попадающие в отвал; отходы обогащения, складируемые в хвостохранилище, и пр. Главное условие, выполнение которого в материалах проекта горнодобывающего производства должен установить эксперт, слу- жит обеспечение рациональности природопользования — приме-
нения таких способов извлечения или использования природных ресурсов, которые взаимно экономически и экологически оправ- данны, т.е. предотвращают нарушения и загрязнения природной среды при оптимальных (минимальных) затратах на процесс. За- тем внимание эксперта должно сосредоточиться на вопросах ава- рийности горного производства.
Угольная промышленность является наиболее опасной отраслью, на ее долю приходится около 70 % всех аварий I и II категории и случаев гибели людей. Травматизм на карьерах составляет около 7 %, на обогатительных фабриках — около 2 % (табл. 8.2 и 8.3).
На угольных шахтах смертельные случаи составляют 65 % от общего числа смертельных случаев по горной отрасли.
Основными видами аварий на угольных предприятиях являют- ся пожары (66%), обрушения пород (12%), взрывы газа и пыли (10 %}, аварии на поверхностном комплексе (7 %), затопление вы- работок (3 %). Продолжительность ликвидации аварий составляет 60 — 500 ч, трудозатраты 750— 1000 человекочасов.
Горнорудная промышленность ежегодно фиксирует более 500 тыс. нарушений нормативных документов по технике безопасности: и цветной металлургии 39, в черной 21, при производстве строй-
материалов 12, в агрохимической промышленности 7 %. Соответ- ственно количество несчастных случаев с тяжелым исходом: в цветной металлургии 48 — 50%, в черной 21 — 24%, в агрохими- ческой промышленности 8—10%, при производстве строймате- риалов 6 — 9 %.
Высокий уровень травматизма и аварийности в горнодобыва- ющих отраслях связан с объективными и субъективными причи- нами. К первым относятся все более усложняющиеся условия ве- дения работ (суровость климата, удаленность от центра, рост глу- бины разработки с повышением горного давления, проявлением газодинамических явлений и притоком вод), высокая концентра- ция энергопотребляюших процессов, машин и механизмов, зна- чительные объемы рабочих зон, непостоянство рабочего места и недостаточная информация о свойствах и поведении окружаю- щей среды.
Субъективные причины связаны с несовершенством применя- емых механических средств и устаревших технологий, неудовлет- ворительной организацией охраны труда, неправильными действи- ями руководителей, нарушением правил и норм труда, недоста- точным контролем за их соблюдением.
Травматизм на шахтах Воркуты при ведении очистных работ со- ставляет 25 случаев на 1 млн г добычи (общее число травм на пол- земных работах около 500 в год). Риск травмирования на подземных работах составляет (3 * 5)10-2. Риск гибели достигает 3 • 10-3.
Подобная статистика наблюдается и в других странах, разраба- тывающих месторождения в сходных с Россией горно-геологиче- ских условиях (Германия, Рурский бассейн).
Приведенные данные характеризуют наиболее сложный и явно проявляющийся показатель экологической опасности — травма- тизм, оставляя в тени другой, связанный с нарушением функций организма и его деградацией, проявляющийся в более поздние сроки, а иногда отражающийся и на последующих поколениях. Профзаболевания в горной промышленности достигают 4—14 слу- чаев на 1000 работающих, и за последние 4— 5 лет этот показатель вырос в 2,5 раза (риск 4*10-3— 1,4*10-2).
Системы экологической безопасности на шахтах и рудниках должны охвагывать не только пространство рабочей зоны, но и всю территорию (при необходимости — прилегающую акваторию) шахтного двора, мест транспортировки и складирования продук- ции и отходов. В проектах сильно обводненных рудников, а также при разработке руд, подверженных растворению, должны быть предусмотрены специальные меры по изоляции горных работ от водоносных горизонтов. Решение гидрогеологических проблем на стадии проектирования позволит сохранить гидрогеологические онстанты, а следовательно, и сложившееся экологическое рав- новесие.
Многочисленность и многообразие источников выделения по- путных, как правило, загрязняющих окружающую среду масс ве- щества и энергий (твердые, жидкие и газообразные вещества; теп- ловая, механическая, электрическая и другая энергия) при добы- че, переработке, транспортировании и использовании минераль- ного и энергетического сырья требуют наличия в проекте резуль- татов риск-анализа и прогноза воздействий объектов горнодобы- вающего производства, создания и поддержания широко развитой сети получения непрерывной информации об интенсивности воз- действий и отклике объектов окружающей среды, установления экологических ограничений на технологические процессы и со- здания системы экологической безопасности как для самого объек- та, так и для сопряженных с ним экосистем, включая проживаю- щее здесь население.
Предприятия теплоэнергетики, черной и цветной металлургии. Эти предприятия являются еще более значительными источниками за- грязнений. По современной технологии, выплавка 1 т чугуна со- провождается образованием в среднем 1,2 т отходов обогащения и 0,9 т золы. В цветной металлургии на 1 т товарной продукции обра- зуется 100 — 200 т отходов, а в отдельных случаях — до 1000 т. Так, выплавка 1 т меди сопровождается образованием 4,2 т отходов обогащения и 30 т золы, получение 1 т золота требует переработ- ки 23 млн т горной массы.
Важнейшей особенностью цветной металлургии является обра- зование в процессе переработки сырья нескольких токсичных ве- ществ, загрязняющих отходы: соединений серы, мышьяка, сурь- мы, селена, теллура и др.
Наиболее масштабны массивы намывных техногенных грун- тов на предприятиях черной и цветной металлургии, где ежегод- но складируется более 800 млн м3 разнообразных по составу хво- стов и шламов. Относительное содержание минеральных фаз в хвостах руд изменяется в широких пределах при значительном многообразии самого минерального состава, что определяет их значимые различия как по содержанию элементов и их соедине- ний, так и по многокомпонентности химического состава. Самы- ми токсичными являются намывные грунты предприятий цвет- ной металлургии, имеющие переменный уровень сульфидности и засоленности отходов.
В Кузбассе выбросы в атмосферу от промышленности насчиты- вают около 100 вредных веществ (84 % от этого числа — выбросы предприятий черной металлургии), удельная масса выбросов око- ло 500 кг в год на одного жителя, сброс загрязненных вод в реку Томь примерно 7 млн м3 в сутки, нарушено 10000 км2 земель (10 % территории).
Наибольшее негативное влияние на окружающую среду в про- мышленно развитых районах Кузбасса оказывают предприятия
топливной (угольной) промышленности (от 92 % в Прокопьев- ском районе до 52 % в Беловском). Значительная доля в индексе экологической нагрузки приходится на предприятия черной и цветной металлургии: соответственно 26 и 8 % — для Новокуз- нецкого района, 9 и 16% — для Беловского, 21 и 19,5% — для Юргинского.
Сжигание бурого угля, например, в Тульской области и при- легающих к ней районах, где 5—10 лет назад ежегодно использо- валось более 25 млн т бурого угля с содержанием серы около 4 %, приводило к выбросам в атмосферу около 100 тыс, т сернистого газа, который образует аэрозоли и кислоты, являющиеся силь- нодействующими ядами для растительности и живых организ- мов.
В настоящее время на территории Тульской области (протяжен- ность около 200 000 км2) складировано большое количество отхо- дов (млн т):
отходы углеобогатительных фабрик — не менее 650 — 750;
золоотвалы тепловых электростанций — около 400;
шлаки и шламы металлургического производства — около 300.
Ежегодно накапливается дополнительно не менее 8 — 10 млн т, утилизируется не более 3 — 5%.
Отходы разносятся ветром и загрязняют атмосферу, поверхно- стные и подземные воды, а также почву, снижая ее урожайность не менее чем на 30 — 40 %.
На Кольском полуострове и в окрестностях Норильска техно- генному прессингу подвергаются лесотундрово-северотаежньте лан- дшафты котловин и предгорных равнин, а также прилегающие участки низкогорий с редколесно-тундровыми ландшафтами. Здесь в условиях недостатка тепла и избытка влаги природная среда от- личается пониженной способностью к самоочищению. Переувлаж- ненные ландшафты севера отличаются особо низким потенциа- лом самоочищения от химических загрязнений.
Норильск — уникальный город, где на человека в год прихо- дится до 13 т выбросов вредных веществ. В 1991 г. выбросы в атмо- сферу составили 2430 т, из которых 2350 т приходится на диоксид серы.
Редкостойная северная тайга из лиственницы сибирской выж- жена газами и кислотными дождями на расстоянии 55 км к югу от Норильска в направлении господствующих летних ветров, а зим- ний шлейф кислотных выпадений простирается на 500 км к севе- ру (Пясинский залив Карского моря) и на 1500 км к северо-вос- току (Хатангский залив моря Лаптевых).
В районе Мончегорска самые северные в мире хвойные леса, в которых доминируют ель и сосна, полностью или частично вы- жжены на расстоянии 40 км к югу от комбината «Североникель» вдоль Приимандровской равнины (табл. 8.4).
Весьма сложной представляется экспертиза гидроэнергетиче- ских проектов. Экологические аспекты этих важных хозяйственных объектов связаны как с их технологическими и конструктивными особенностями, так и в большой мере с географическим положе- нием сооружения и гидрологическим режимом. Гидроэлектро- станции относятся к объектам повышенного экологического рис- ка, который складывается из вышеназванных воздействий в зави- симости от типа плотины (табл. 8.5).
При проверке расчетов обобщенного риска необходимо про- анализировать полноту перечня учитываемых факторов риска и создаваемых ими опасностей по следующей схеме (рис. 8.1).
Влияние водохранилищ на ландшафты прилегающей террито- рии различно в районе верхнего бьефа (изменение уровня, гидро- динамическое воздействие на переформирование берегов, затоп- ление почв и возникновение метилированных форм тяжелых ме- таллов, гидрогеологические явления в виде фильтрации и подпо- ра грунтовых вод, в перспективе — климатические изменения, заиливание и эвтрофикация водохранилища) и нижнего бьефа (эрозия русла и берегов, препятствие миграции рыб, вибрация, накопление погибшего фито- и зоопланктона).
Таким образом, в каждом Заключении экологической экспер- тизы обязательно должны быть отражены специфика природных условий места размещения объекта хозяйственной деятельности, уровень существующих техногенных нагрузок на компоненты окру- жающей среду и особенности планируемого производства. В насто- ящем разделе специально обращено внимание на изменение со- стояния окружающей среды под воздействием деятельности пред- приятий ряда главнейших отраслей промышленности России (бо- лее полный аннотированный перечень природно-технических си- стем приведен выше, в гл. 1 —4). Особенности конкретных проек- тов предопределяют подбор экспертов, а в наиболее ответствен- ных случаях эти особенности отражены в структуре и содержании природоохранных нормативных актов.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением