8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа МПР России или его территориально- го органа о проведении экспертизы. В приказе утверждаются состав экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, ка- лендарный план работы комиссии и технические задания членам комиссии.
Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:
участвует в формировании экспертной комиссии и согласовы- вает ее состав;
участвует в подготовке технического задания на проведение ГЭЭ и согласовывает его;
обеспечивает качественное проведение экологической экспер- тизы по ее конкретному объекту;
организует подготовку сводного заключения экспертной комис- сии.
Для организации работы экспертной комиссии назначается от- ветственный секретарь. Обычно это ранее назначенный ответствен- ный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внештатные эксперты по согласованию с ними.
Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и/или практическими знаниями по рассматриваемому предмету. Это не может быть представитель заказчика документации, подле- жащей экологической экспертизе, или разработчика объекта ГЭЭ. Эксперт участвует в проведении экологической экспертизы в со- ответствии с техническим заданием. После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комис-
сии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, органам ме- стного самоуправления, заинтересованным общественным орга- низациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы.
Работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения орга- низационного заседания, на котором присутствуют члены эксперт- ной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. На организационном заседании:
представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщают о приказе на проведе- ние ГЭЭ;
руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения экологической экспертизы представленной заказчи- ком документации;
представитель заказчика или разработчика документации, пред- оставленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой деятельности;
уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;
определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
определяется срок подготовки проекта заключения экспертной ксомиссии.
На основании полученных технических заданий (прил. 1) чле- ны экспертной комиссии изучают материалы, представленные на экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мес- тного самоуправления по экологическим аспектам планируемой деятельности, а также мнения общественных организаций, объе- динений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
Общая структура экспертного заключения включает пять разде- лов.
1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение экспер- та (в соответствии со статусом объекта экспертизы это могут быть обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой дея- тельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, зе- мельного и горного отвода предприятия ведомственными и над- зорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты проверки природоохранной деятельности действующего предприя- тия (при реконструкции) комиссией Департамента природных
ресурсов, учтенные дополнительные источники информации —. отчеты по научно-исследовательской работе, аналитические об- зоры и государственные доклады о состоянии окружающей сре- ды, диссертации на соискание ученых степеней и авторефераты к ним и т.п.).
Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт фор- мулирует информационную базу заключения.
Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня пред- полагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь за- конодательными и нормативными актами федерального и регио- нального значения, эксперт устанавливает:
соответствие предполагаемого размещения предприятия и спе- цифики территории;
достаточность планируемых природоохранных мероприятий для поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за счет появления новых источников и интенсификации уже имеющихся воздействий на окружающую среду;
наличие (отсутствие) действующих в районе мониторинговых программ;
наличие запланированных организационных мероприятий, фи- нансовых и технических средств для ликвидации последствий воз- можных аварий;
достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала;
правильность и полноту оценки экологического ущерба;
достаточность включенных в рассматриваемые материалы рас- четов и анализов технико-экономической и эколого-экономиче- ской эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов ма- териалов проекта) воздействия на окружающую среду планируе- мого производства;
экологическую обоснованность и пригодность проекта к реали- зации;
удовлетворительное (или иное) качество представленной доку- ментации.
Замечания по рассмотренным материалам и предложения по их учету и рекомендации по доработке документации.
Выводы:
достаточность (недостаточность) проработки экологических вопросов и предлагаемых технических решений;
соответствие намечаемой деятельности требованиям законода- тельных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды;
допустимость намечаемого воздействия на окружающую среду;
возможность реализации объекта экспертизы.
В целях разъяснения проектных решений руководитель эксперт- ной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии. При необ- ходимости секретарь экспертной комиссии организует выезд чле- нов комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации.
В случае необходимости приказом МПР России или его терри- ториального органа в состав экспертной комиссии могут дополни- тельно включаться специалисты по конкретным вопросам рассмат- риваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документа- ции, проходящей ГЭЭ, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
После получения индивидуальных экспертных заключений ру- ководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют от- ветственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Каждое рабочее заседа- ние экспертных групп оформляется протоколами и явочными ли- стами, которые подписываются руководителем группы.
Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают групповые заключения или заключения экспертов, готовят проект заключения ГЭЭ и материалы о рас- смотрении при проведении ГЭЭ аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций, объединений и граждан в случае их направления разработчикам.
Проект заключения обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разра- ботчики материалов, представители администрации субъекта РФ, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и о проекте текста вы- водов заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением