11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
Государственная служба наблюдения за состоянием окружаю- щей природной среды организуется с целью наблюдения за про- исходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также обеспечения заинтересованных организа- ций и населения текущей и экстренной информацией об измене- ниях в окружающей природной среде, предупреждениями и про- гнозами ее состояния.
Наблюдение за состоянием окружающей природной среды осу- ществляется специально уполномоченными на то государствен- ными органами Российской Федерации в области охраны окружа- ющей природной среды при участии министерств и ведомств че- рез систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах и в отдельных регионах. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется Положением, утвер- ждаемым Правительством Российской Федерации.
Государственный мониторинг водных объектов подразумевает систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогео- логическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной инфор- мации в целях своевременного выявления негативных процессов и прогнозирования их развития. Это составная часть государствен- ного мониторинга окружающей природной среды. Он включает в
себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и соору- жений.
Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.
На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь. Получаемые данные передаются для обеспечения территориаль- ного мониторинга, осуществляемого территориальными органами МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осу- ществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее подготавливаются данные для государственных докладов.
Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по науч- но обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов уп- равленческих решений, необходимых и достаточных для обеспе- чения управления качеством окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мо- ниторинг, проводимый должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей при- родной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.
На море государственный контроль в области природопользо- вания и охраны окружающей среды в пределах внутренних мор- ских вод, территориального моря РФ, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися водопользователями или оказывающими влияние на состояние морской среды, осуществляет специализированная морская инс- пекция.
Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий.
Государственный экологический контроль при транспортиров- ке опасных грузов носит многоступенчатый характер.
Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и согласование предплановых, предпроектных материалов по объек- там и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных ока- зывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согла- сование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС.
Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов (нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов,
бункеровочныс операции), — рассмотрение и согласование Пла- нов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф- тепродуктов. Для транспортировки других опасных грузов — Пла- ны по предупреждению загрязнения акваторий.
Проверка возможностей реализации Планов по предупрежде- нию и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов путем проведения учений на объектах, представляющих опасность для окружающей среды.
Особое внимание уделяется контролю самих судов как ис- точников повышенной опасности с целью проверки выполнения экипажем судна требований законодательных, нормативных пра- вовых актов, правил, инструкций по предотвращению загрязне- ния акваторий нефтепродуктами, вредными, не являющимися нефтью веществами, перевозимыми наливом, вредными веще- ствами, перевозимыми водным транспортом в упаковке, грузо- вых контейнерах, съемных танках, насыпью, сточными водами, мусором.
Проведение инструментального контроля акваторий с исполь- зованием судна экологического контроля с целью определения параметров качества воды.
Проведение многоступенчатого государственного экологического контроля можно проследить на примере размещения Временных комплексов по перевалке нефтепродуктов в акватории Невской губы.
Необходимость использования танкеров-накопителей диктует- ся в первую очередь экономическими соображениями. В настоящее время в Санкт-Петербурге нет достаточных мощностей для обра- ботки нефтепродуктов на береговых нефтебазах.
Основная задача органов государственного контроля сделать все возможное для безаварийной работы всей цепочки транспорти- ровки опасных грузов.
Проекты по использованию временных рейдовых комплексов с использованием танкеров-накопителей для перевалки нефтепро- дуктов прошли ГЭЭ. Для проведения экспертизы были привлече- ны эксперты, способные оценить как возможность размещения объектов, так и возможность их эксплуатации с минимальным воздействием на окружающую среду.
Разработанные Планы ликвидации аварийных разливов нефте- продуктов соответствуют требованиям российского законодатель- ства, а также Рекомендациям ХЕЛКОМ по развитию национальных возможностей реагирования на разливы нефти и других вредных веществ.
До начала эксплуатации временных рейдовых причалов по пере- валке нефтепродуктов (режим работы — летняя навигация) были проведены учения с участием всех заинтересованных организаций, а также представителей Госморспасслужбы Минтранспорта России.
Основная задача при транспортировке опасных грузов — не- укоснительное выполнение требований нормативных документов и инструкций, позволяющих минимизировать риски для окружа- ющей среды.
Государственный экологический контроль как система мер, направленных на предупреждение, предотвращение загрязнения и засорение вод морей и прибрежных территорий, позволяет со- здавать безопасные и благоприятные условия для здоровья людей, а также для хозяйственно-бытового, транспортного и иного водо- пользования.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением