2.Структура современной экологии
Структура современной экологии. Современная экология имеет сложную и разветвленную структуру. Около 90 направлений (разделов и подразделов) сформировались на протяжении последних десятилетий и представляют собой отрасли человеческой деятельности, где происходят процессы экологизации. Наука об окружающей среде (мегаэко-логия, общая экология, панэкология, неоэкология) объединяет два основных направления: теоретический (классический) и прикладной. Классическая экология охватывает все разделы современной биоэкологии. В зависимости от уровня и предмета исследований различают аутэкологию (экология организмов), демэкологию (экология популяций), синэкологию (экология сообществ). Кроме того, сюда относятся такие направления, как палеоэкология, теория заповедного дела, основы биоиндикации, радиационная экология, экологическая токсикология и др. Осложнение взаимоотношений человека и природы обусловило появление ряда прикладных экологических направлений, которых значительно больше, чем в блоке классической биоэкологии. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, методы предотвращения этих процессов, способы рационального природопользования. Прикладная экология состоит из трех основных блоков - геоэкологического, техноэкологического и социоэкологического, каждый из которых имеет ряд ответвлений. В частности, геоэкология изучает экологические аспекты функционирования сфер Земли (атмосферы, гидросферы, литосферы, педосферы), включает ландшафтную и геологическую экологию. Техноэкология изучает и классифицирует техногенные загрязнения окружающей среды, умение предотвращать их и бороться с последствиями негативных по отношению к природе действий человека. Она выясняет эко-логические последствия влияния разных видов хозяйс-твенной деятельности на окружающую среду. В блоке техноэкологии выделены такие направления, как стандартизация в сфере охраны окружающей среды и экотехника. Социоэкологический блок рассматривает особенности современных взаимоотношений общества и природы и способы их гармонизации. Он охватывает экологическое образование, культуру, право, политику, менеджмент, бизнес, этническую и демографическую экологию, урбоэкологию, экологию человека. Экономика природопользования и национальная и глобальная экополитика являются одними из основных обобщающих разделов экологии. Экономика природопользования изучает методы наиболее эффективного использования человеком природных условий и природных ресурсов с целью поддержания динамического равновесия биосферы. Национальная экополитика базируется на международной стратегии устойчивого развития, провозглашенной на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, и учитывает национальные особенности современных экологических проблем и подходы к их решению. Место современной экологии и системе наук. Наука об окружающей среде объединил ав себе отдельные направления и подразделы естественных, гуманитарных и технических наук. Поэтому ее можно отнести к комплексной интегрирующей науке, развивающейся на пересечении указанных трех основных научных направлений и привлекающей в научный арсенал их теоретические и практические наработки. Экология, которая по своему происхождению является естественной наукой, приобретает гуманитарно-технологические черты в процессе эволюционного развития и трансформируется в междисциплинарное направление
2.Каково значение экологического образования и воспитания?
Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.
Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.
В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.
«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.
Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» [2].
Экологическое образование имеет несколько аспектов:
значение экологических проблем и способов их разрешения;
развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.
Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.
Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.
«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» [1].
Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.
Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
- 2.Структура современной экологии
- 3. Этапы исторического развития экологии как науки. Какова роль отечественных ученых в ее становлении и развитии?
- 5. . Какой вклад в развитие экологии внесли ученые древнего мира
- 6.Чем отличается биоцентрическое и антропоцентрическое мировозрение в экологии?
- 7. . Каковы основные причины конфликта между обществом и природой в современных условиях?
- 10 Какие существуют классификации экологических факторов?
- II. По происхождению
- III. По расходованию
- IV. По направленности
- 11. .Что такое лимитирующие факторы?
- 13. Что такое витальные и сигнальные факторы?
- 14. Как гласит закон экологической толерантности, когда и кем он был сформулирован?
- 15. Что такое экологическая ниша?
- 16. Что такое экологическая диверсификация?
- 17. . Как гласит принцип конкурентного исключения (принцип Гаузе)?
- 18. Что изучает демэкология
- 19. Что такое популяция и какими свойствами обладают популяции?
- 20. . Какие существуют показатели популяции?
- 21. . Что относятся к динамическим показателям популяции?
- 22. Что относятся к статическим показателям популяции?
- 23 . Какие факторы влияют на рост численности популяций?
- 25. Что такое экосистема?
- 26. . Что изучает синэкология?
- Основные компоненты экосистемы [править]
- 28. Что такое гомеостаз экосистемы
- 45. Круговорот серы
- Классификация природных ресурсов по исчерпаемости
- Экономическая классификация природных ресурсов
- 2.Солнечная энергия
- 3.Ветровая энергия
- 4.Энергия воды
- Направления альтернативной энергетики [править] Альтернативный источник энергии [править]
- Классификация источников [править]
- Мускульная сила человека [править]
- Роль зеленых растений в природе и жизни человека в природе:
- В жизни человека:
- Факторы внешней среды и их влияние на живые организмы
- Особо охраняемые природные территории Казахстана
- Заповедники [править]
- Национальные парки [править]
- Резерваты [править]
- Заказники [править]
- Заповедные зоны [править]
- Памятники природы [править]
- Ботанические сады [править]
- Зоопарки [править]
- 61. . Основные цели создания особо охраняемых объектов
- 68. . Какие факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека, являются абиотическими?
- 69. Предмет и задачи медицинской экологии
- 73 Что такое фактор риска? в чем его отличие от фактора здоровья? фактор риска
- 74.. Группы факторов риска. Охарактеризуйте их
- Классификация миграционного движения [править]
- Причины миграции [править]
- 82 3.1.10. Факторы рождаемости
- 87 Озон в атмосфере. Озоновый слой - ультрафиолетовый щит Земли
- История термина [править]
- Химические реакции [править]
- Экологические и экономические последствия [править]
- [Править]Влияние на здоровье людей
- [Править]Влияние на окружающую среду
- 91 Защита атмосферного воздуха от загрязнения
- 93 Водные ресурсы
- 96 Эвтрофикация водоемов
- 100 Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
- Оборотное водоснабжение
- Замкнутый цикл водопользования