logo
Питулько учебник

7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос

Близкая к российской процедура ОВОС используется ЕБРР. Называется она анализом экологического воздействия (АЭВ) и является одним из важнейших видов экологических оценок, пред- усмотренных ЕБРР в качестве требований, которые необходимо выполнять для получения займа. Экологические исследования про- водятся или заказываются заказчиком проектов в соответствии с правилами ЕБРР по выполнению АЭВ с тем, чтобы получить дос- таточный объем экологической информации, которая позволит Совету директоров банка принять решение в отношении того или иного проекта.

Анализ экологического воздействия выполняется в случае реа- лизации проектов, связанных с определенными типами нового строительства, масштабного расширения или конверсии —пере- профилирования независимо от местоположения ввиду их эколо- гической значимости или серьезных угроз возникновения аварий или причинения ущерба здоровью людей, источниками которых эти проекты являются. Выполнение АЭВ может потребоваться и в случае реализации множества других типов проектов, которые могут оказать негативное воздействие на охраняемые или уязвимые тер- ритории (национальные парки, другие заповедники националь- ного или регионального значения, включая районы, представля- ющие археологический интерес; районы, имеющие важное значе-

ние для этнических групп; районы, подверженные эрозии и/или опустыниванию; заболоченные территории и т.д.). На этапе определения характера деятельности/утверждения кон- цепции проекта заказчики проекта должны представить в ЕБРР экологическую информацию одновременно с другими исходны- ми данными о проекте. Эта информация включает следующие све- дения:

проводились ли предварительные экологические исследования; насколько велика вероятность того, что проект окажет серьез- ное негативное воздействие на состояние окружающей среды. Эти сведения включаются в Меморандум об утверждении кон- цепции проекта и помогают определить детальность необходимых экологических исследований.

Предварительному рассмотрению предшествует этап определе- ния необходимости АЭВ, в ходе которого выясняются: потенциальные экологические проблемы, связанные с намеча- емым проектом;

виды экологической информации, необходимой для оценки экологических рисков, ответственности, соблюдения норматив- но-правовых требований, негативных факторов воздействия на состояние окружающей среды и т.д.;

применимое национальное и региональное природоохранное законодательство, нормы и правила;

потенциальные экологические выгоды или улучшения, кото- рые могут быть предусмотрены в техническом проекте. На основании этих сведений составляется Меморандум об опре- делении необходимости АЭВ. На данном этапе принимается реше- ние относительно необходимости выполнения АЭВ и/или какого- либо другого вида ЭО.

Проблемы, которые необходимо рассмотреть в ходе экологи- ческих исследований, определяются и согласуются всеми заинте- ресованными сторонами на этапе определения объема АЭВ. Данный этап предполагает выполнение следующих мероприятий: подготовка Плана общественного участия и распространения информации, в котором определяются заинтересованные сторо- ны и программа консультаций и обнародования информации, а также методы работы с высказанными замечаниями и опасениями; подготовка комплекта информационных материалов (5— 10 с.) с сопроводительным письмом и соответствующими чертежами, картами и т.д., представляющих краткое описание намечаемого к реализации проекта с указанием его целей и заказчиков, альтер- натив проекту;

анализ состояния окружающей среды и определение недостаю- щих исходных данных; рассмотрение потенциальных экологичес- ких, социальных и культурных последствий этапа строительства и мероприятий по их смягчению; потенциальных экологических, со-

шальных и культурных последствий этапа эксплуатации и мероп- риятий по их смягчению;

анализ предлагаемой программы мониторинга, содержания предполагаемого АЭВ с указанием рассматриваемых проблем, про- веденных исследований и графика, предлагаемого Плана обще- ственного участия и распространения информации;

проведение совещания по определению объема АЭВ, где воп- росы, затрагиваемые в комплекте информационных материалов обсуждаются всеми заинтересованными сторонами;

подготовка Протокола, включающего техническое задание на выполнение АЭВ и изменения, которые предлагается внести в План общественного участия и распространения информации. Протоко- лы совещания по определению объема АЭВ должны включаться в состав итогового документа по АЭВ в виде приложений.

Содержание экологических исследований согласуется между за- интересованными сторонами на этапе определения объема АЭВ. Анализ экономического воздействия выполняется заказчиком про- екта. Результаты представляются в рамках Отчета по АЭВ. Его ти- повое содержание, соответствующее общему формату отчетности ЕБРР, следующее.

Резюме.

1.0. Описание контекста проекта.

  1. Цель и необходимость реализации проекта.

  2. Нормативно-правовая база и организационная структура. 1.3 История проекта, включая рассматриваемые альтернатив- ные варианты.

2.0. Описание проекта.

3.0. Описание существующего состояния окружающей среды.

  1. Климатические условия.

  2. Геоморфология и геология.

  3. Качество поверхностных и подземных вод.

  4. Ландшафты.

  5. Биотические ресурсы.

  6. Качество воздуха.

  7. Шум.

  8. Социально-экономические и культурные вопросы.

4.0. Описание и оценка значимых факторов воздействия на со- стояние окружающей среды.

  1. Воздействия, связанные со строительством.

  2. Воздействия, связанные с эксплуатацией.

  3. Определение ключевых факторов неопределенности и от- сутствующих данных.

  4. Сравнение воздействий, связанных с реализацией альтер- нативных вариантов, включая вариант «ничего не делать».

  5. Сводный анализ воздействий по альтернативным вари- антам.

5.0. Описание мероприятий по снижению негативных воздей- ствий и/или мер по увеличению экологических выгод. 6.0. Примерный план экологического мониторинга. 6.1. Мониторинг на этапе строительства. 6.2. Мониторинг на этапе эксплуатации.

В состав отчета может включаться ряд технических и иных при- ложений.

На данном этапе заказчиком проекта и банком обсуждаются условия предоставления финансовых средств. Основным докумен- том, обсуждаемым в ходе переговоров, является Перечень усло- вий предоставления финансовых средств, В нем дается краткое описание будущего соглашения о предоставлении финансовых средств, структуры, основных сроков и характеристик намечае- мого к реализации проекта, а также требований, определенных в результате проведения ЭО (т.е. условий, обязательств, требова- ний к мониторингу и отчетности, связанных с охраной окружа- ющей среды).

После этого проводится экологическая проверка проекта, кото- рая основывается на результатах АЭВ и/или других экологических исследований, результатах консультаций с общественностью и посещений объектов, которые могли проводиться специалиста- ми-экологами банка. Результаты экологической проверки оформ- ляются в виде Акта экологической проверки (АЭП). Краткий вари- ант АЭП включается в Меморандум о заключительном рассмотре- нии (МЗР). Он должен содержать как минимум следующие эколо- гические сведения:

текущее состояние проекта с точки зрения охраны здоровья и безопасности людей, а также состояния окружающей среды; потенциальное экологическое воздействие проекта, который будет финансироваться банком;

сводный план природоохранных мероприятий и результат по- ручения необходимых согласований от органов власти и контро- лирующих организаций;

положительный эффект от проекта для окружающей среды; результаты проведения консультаций с общественностью. Меморандум вместе с АЭП представляется на рассмотрение Ко- митета банка по финансовым операциям. Во время окончательного рассмотрения проект может быть отклонен по экологическим со- ображениям, если он связан со значительными экологическими проблемами или если в рамках проекта решение экологических проблем в достаточной степени не предусмотрено. После заключительного рассмотрения может быть рекомендо- рано внесение некоторых изменений в документацию, касающую- ся окружающей среды, а также может потребоваться подготовка исполнительной документации (приложение, посвященное эко- логическим вопросам, заявление о соответствии экологической

политике банка). Окончательное решение относительно проекта принимается во время утверждения Советом директоров ЕБРР.