logo
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

18.1. Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития

Человек всегда стремился узнать свое будущее и будущее всего человечества. В настоящее время многие футурологи предсказывают мрачную картину развития глобальных эколо­гических проблем в будущем, но есть и те, кто выражает опти­мистические взгляды.

Деятельность Римского клуба. Большую роль в оценке ны­нешних и будущих трудностей человечества сыграла группа ученых, впервые собравшаяся в Риме в 1968 г. и получившая название «Римского клуба». В нее входили ученые разных стран и разных специальностей. С 1968 г. ими издавалась серия «Док­лады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества».

Первый из докладов «Пределы роста» был подготовлен в 1972 г. под руководством супругов Д. и Д. Медоуз (США). В докладе на результатах моделирования было показано, что при сохранении современных экономических и политических методов промышленный рост и потребление ресурсов и энер­гии будут продолжать увеличиваться ускоряющимися темпа­ми до тех пор, пока не будет достигнут некий предел. Затем произойдет катастрофа. Причинами кризиса являются рост численности населения и общественная мания роста, когда на каждом уровне (индивидуальном, семейном, классовом, на­циональном) ставится одна цель – стать богаче и могуще­ственнее, без учета платы за экспоненциальный рост.

Второй доклад «Человечество на перепутье» был подготов­лен М. Месеровичем и Э. Пестелем (США и ФРГ). Авторы пришли к заключению, что пассивное следование стихийно­му развитию ведет к гибели, поэтому мир больше не должен развиваться стихийно. Стихийное развитие мира ведет к по­стоянно расширяющейся пропасти, лежащей в основе совре­менного кризиса: между человеком и природой, между бога­тыми и бедными. Избежать катастрофы можно, только ликви­дировав эти пропасти.

Третий доклад «Перестройка международного порядка» – был подготовлен голландским экономистом Я. Тинбергеном с соавторами и показывал, что сочетание локальных и глобаль­ных целей возможно.

Четвертый доклад «Цели для глобального общества» – был составлен Э. Ласло и освещал два фундаменталь­ных вопроса: в чем заключаются цели человечества и соглас­ны ли мы предпочесть материальному росту развитие духов­ных человеческих качеств?

Благодаря усилиям Римского клуба быстро возросла меж­дународная осведомленность о мировой проблематике. Клуб первым перешел от анализа и диагностики состояния нашей цивилизации к поиску и предписанию средств и путей выхода из критической ситуации.

Результаты глобального моделирования. Попытки прогнози­ровать будущее всего мира на основе математических моделей и вычислительной техники привели к возникновению нового междисциплинарного направления – глобального моделирова­ния. Основные результаты глобального моделирования следу­ющие:

– технологический прогресс желателен и жизненно необ­ходим, но необходимы также социальные, экономичес­кие и политические изменения;

– народонаселение и ресурсы не могут расти бесконечно на конечной планете;

– нам неизвестна емкость среды, то есть неизвестно, до какой степени физическая среда Земли и системы жиз­необеспечения смогут удовлетворять нужды и потребно­сти будущего роста населения; снижение роста умень­шит вероятность превышения допустимого уровня;

– природа будущего глобального устройства мира не предопределена; многое зависит от того, как скоро из­менятся существующие нежелательные тенденции;

– цивилизация представляет собой систему, поэтому при приближении к пределу в отношении ресурсов сотруд­ничество имеет большую ценность, чем конкуренция. Однако из-за недостаточности информации даже вся сум­ма глобальных прогностических моделей не дает ответа на глав­ные вопросы, стоящие перед человечеством.

Коэволюция общества и природы. Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения че­ловеческого общества и природы должны перестроиться в на­правлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы под­разумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Од­нако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменени­ям. Общество должно сознательно ограничить свое воздей­ствие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.

Стратегия устойчивого развития. В 1991 г. была принята Все­мирная стратегия охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле – стратегия устойчивого существо­вания». Документ состоит из трех частей. В первой части провозг­лашаются принципы устойчивого развития:

– уважение и забота обо всем сущем на Земле;

– повышение качества жизни;

– сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;

– предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;

– развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;

– изменение сознания человека и стереотипов его поведе­ния;

– поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

– выработка национальных концепций интеграции соци­ально-экономического развития и охраны окружающей среды;

– достижение единства действий на мировом уровне.

Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь.

Цель Стратегии: не заменяя национальных программ охра­ны окружающей среды, дать основные ориентиры. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и фило­софское определение смысла жизни человека. Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно пробле­матична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постиг­нет судьба вымерших видов. Однако выживание не является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало от­личается от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие «духовности» как наличие целей, отличающихся от простого выживания.