Введение
Основу российской системы экологической оценки составля- ют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю- щую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подхо- дов с международной практикой при учете специфики нашей страны.
Системы экологической оценки намечаемой деятельности се- годня используются практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка (ЭО) ос- нована на простом принципе: легче выявить и предотвратить нега- тивные для окружающей среды последствия деятельности на ста- дии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности. Экологическая оценка сосре- доточена на всестороннем анализе возможного воздействия пла- нируемой деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или смятения эко- логического ущерба. Она позволяет учитывать наряду с экономи- ческими экологические факторы уже на стадии формулировки це- пей, планирования и принятия решений об осуществлении той или иной деятельности.
В России основными составляющими системы ЭО являются эко- логическая экспертиза, организуемая государственными природо- охранными органами, и ОВОС, проводимая заказчиками доку- ментации, подлежащей экспертизе.
Системы ЭО очень молоды. Истоки их восходят к земельным и горным законам Великобритании, Германии и США. Активно раз- виваться системы ЭО стали в середине XX в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организа- ции экологического мониторинга, которые к настоящему време- ни являются главным содержанием проблемы обеспечения эколо- гической безопасности. Они входят как обязательный элемент в состав обоснования проекта любой промышленной деятельности, в том числе для предупреждения и особенно управления аварий- ной ситуацией и ее последствиями.
Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании инвестиций очень велика. Экологические ограничения хозяйствен- ной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных
проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уров- ню экологической безопасности на региональном и локальном уровнях и определять допустимость будущих техногенных воздей- ствий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Соотношение различных видов хозяйственной деятельности и деловой активности определяется уровнями приемлемого риска возможных отклонений в рамках установленных научно обосно- ванных и принятых обществом ограничений. Экономическая ин- терпретация экологических ограничений — это оценка ущерба при- родной среде и здоровью населения в результате воздействий раз- личного рода, в том числе и чрезвычайного характера.
Создание национальных систем ЭО во многих странах нередко сталкивалось с противодействием. В Словакии и Великобритании, например, проектировщики и градостроители полагали, что они и без нее адекватно учитывают экологические факторы при разра- ботке территориальных планов и утверждении проектов. В Герма- нии экологические министерства считали, что они проводят не- обходимый анализ потенциальных воздействий в ходе лицензиро- вания основных аспектов намечаемой деятельности (например, воз- душных выбросов), и, следовательно, никакие дополнительные процедуры не нужны.
В России понятие об экологической оценке возникло в 70-е гг. XX в. сначала в виде экологически ориентированных правил пла- нирования и проектирования, а затем, в последнее десятилетие, как условия природопользования и экологического лицензирова- ния. Экологически ориентированные правила проектирования вы- полняли некоторые функции ЭО, однако не могли учесть всех нюансов конкретной ситуации, особенно мнения заинтересован- ных сторон. Система экологического лицензирования намечаемой деятельности часто осуществлялась с ведомственным уклоном. Бо- лее того, большинство систем лицензирования в значительной мере полагались на технические стандарты, которые, во-первых, не всегда способны регулировать непрямые и синергетические воз- действия и, во-вторых, не обязательно отражают мнение заинте- ресованных сторон.
Непосредственными предшественниками российской системы ЭО явились правила проектирования, территориальные комплекс- ные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды при- родопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивавшие подлинную комплексность ана- лиза экологических воздействий.
Дадим определения основных терминов.
Экологическая экспертиза (Еnvirоптепtа1 Review, Епvirоптепtа1 Ехрert Review, Еnvirоптепtа1 Ехатinаtion) — установление соответ- ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологи-
ческим требованиям, определение допустимости реализации объек- та экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономичес- ких и иных последствий.
Воздействие на окружающую среду — любое изменение в окру- жающей среде, которое полностью или частично может быть ре- зультатом намечаемой хозяйственной или иной деятельности (ГОСТ Р ИСО 14001—98). Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают любые потоки вещества, энергии и информа- ции, непосредственно образующиеся или способные возникнуть в ней в результате антропогенной деятельности и приводящие к ее деградации в результате необратимых последствий изменения.
Экологическое обоснование — совокупность доводов (доказа- тельств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологичес- кую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и чело- века (Инструкция Минздрава России, 1995).
Оценка воздействия на окружающую среду (Assessment оf Еnvironmental Impacts) — анализ вида деятельности с точки зрения связанных с ним экологических последствий до принятия решения о его осуществлении. Положение об оценке воздействия, утверж- денное приказом МПР России от 18.07.94 № 222, дает следующее определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду — это процесс, способ- ствующий принятию экологически ориентированного управлен- ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприят- ных воздействий, оценки экологических последствий, учета об- щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотв- ращению воздействий».
Экологическая оценка —- это процесс систематического анализа экологических последствий намечаемой деятельности, консульта- ции с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. По определе- нию:
ЭО является процессом (процедурой), а не просто суммой дан- ных, сведений или документов, полученных в результате этого процесса;
ЭО выполняется по определенным систематическим правилам;
ЭО охватывает все этапы осуществления намечаемой деятель- ности;
процесс ЭО состоит из анализа (прогноза) потенциальных воз- действий намечаемой деятельности на окружающую среду и кон- сультаций с заинтересованными сторонами;
результаты прогноза воздействий и консультаций используют- ся при выработке решений, относящихся к намечаемой деятель- ности.
Экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том случае, если ее материалы используются не только при принятии решения о возможности осуществления намечаемой деятельности в целом, но и различных решений в ходе планирования и проек- тирования. Поэтому консультации, а также использование резуль- татов ЭО при принятии решений следует рассматривать как пос- ледовательные этапы единого процесса.
«Классический» процесс ЭО (Епviroптепtal Assessment (ЕA)) де- лится на два вида.
Экологическая оценка проектов (ЭОП), Епviroптепtal Iтрасt Assessment (ЕIА).
Стратегическая экологическая опенка (СЭО) Strategic Еnviro- птепtа1 Аssеssтепt (SЕА).
Экологическая оценка проектов (ЭОП) включает в себя:
экологическую оценку намечаемой деятельности стратеги- ческого уровня (планов, программ, стратегий и проектов норма- тивных актов);
систематический процесс выявления и учета экологических факторов и возможных экологических послелствий предлагаемых стратегий, политик, планов и программ;
формализованный, систематический и всесторонний про- цесс оценки экологических последствий осуществления полити- ки, плана или программы и их альтернатив, включая подготовку письменного доклада о результатах этой оценки и использование этих результатов в принятии решения.
В большинстве систем ЭО важную роль играет документ, назы- ваемый по-английски Еnvironтепtal Imрасt Statement (ЕIS). Прямой перевод этого термина — «заявление о воздействии на окружаю- щую среду» (ЗВОС). В отличие от ОВОС он не имеет официального определения в российском законодательстве.
В основе методологии ЭО лежат три принципа: превентивность, комплексность и демократичность.
Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до приня- тия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Экологическая оценка должна проводиться и до принятия важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реали- зация принципа превентивности приводит к необходимости СЭО, предметом которой являются решения более высокого уровня, пред- шествующие планированию конкретных проектов.
Одним из важных инструментов реализации принципа превен- тивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятель-
ности и вариантов ее осуществления дает возможность принять оптимальное решение в зависимости от результатов ЭО.
Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотре- ние и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и свя- занных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы про- следить, насколько соблюдаются «стандарты и нормативы» для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы по- нять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.
Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не долж- на ограничиваться научно-техническими проблемами, поскольку предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружа- ющую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают каки- ми-либо формальными полномочиями в отношении этой деятель- ности. Интересы общества в целом защищают разного рода систе- мы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Об- щественность должна иметь возможность непосредственно участво- вать в процессе ЭО, и мнение населения должно учитываться на- ряду с заключениями экспертов.
Поэтому ЭО должна проводиться в соответствии с регламен- тированной процедурой, правила которой известны и понятны всем ее участникам, имеющим определенные права и обязан- ности.
Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность про- цесса принятия решений часто приводят к тому, что на практике те принимаются на основе неформальных переговоров и соглаше- ний с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересован- ных сторон. В результате нередко страдает объективность ЭО.
Теоретические основы курса опираются на положения теории экологической безопасности, фундаментальными составляющи- ми которой являются теории риска, устойчивости (резистентно- сти) экосистем различного уровня иерархической организации, их индикаторного отклика на природно-климатические и антро- погенные воздействия и закономерности восстановления биоты при компенсации угнетающих факторов или при снятии нагру- зок. Немалое место при этом занимают идентификация вредных воздействий, вопросы мониторинга и экологического нормиро- вания.
Предметом ЭО являются воздействие намечаемой деятельно- сти на окружающую среду, те изменения в ее компонентах, ко- торые полностью или частично являются результатом этой дея- тельности. Прогноз и разработка мер по их смягчению составля- ют основные элементы процесса ЭО. Ее систематическая, комп- лексная природа позволяет выявлять те воздействия, которые
могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для отдельных сред и источников воздействия, — прежде всего, не- прямые и кумулятивные воздействия. О непрямых воздействиях говорят в том случае, когда изменения в одной природной среде вызывают изменения в другой (например, аэротехногенное заг- рязнение вызывает загрязнение почв и угнетение растительнос- ти). Кумулятивное воздействие создается совместным действием нескольких источников, распределенных в пространстве, или дей- ствием одного, распределенным во времени. Для того, чтобы был возможен систематический анализ источников и факторов воз- действия, а результаты его применимы на практике, ЭО должна быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздей- ствиях.
Ранние представления об экологической экспертизе в Совет- ском Союзе основывались на убеждении в том, что достаточно провести ЭО проекта до начала осуществления деятельности. Ины- ми словами, считалось, что достаточно сначала подготовить про- ект, затем «просчитать» последствия его осуществления и на ос- нове результатов этих подсчетов принять решение о возможности осуществления намечаемой деятельности. Экспертиза, в лучшем случае, могла вернуть проект «на доработку», которая нередко носила косметический характер, или вообще его отклонить. Все это приводило к принципиальному противопоставлению эконо- мического развития и охраны окружающей среды. Но, как пока- зывает опыт, такой подход часто оказывается недостаточным. Если проект уже разработан без учета экологических соображений, то никакая экспертиза не может сделать его экологически безопас- ным.
В соответствии с современными требованиями, процесс ЭО должен начинаться на самых ранних стадиях разработки проекта и проходить параллельно с процессом проектирования. При этом результаты ЭО проекта используются не только для «обоснова- ния» уже принятых проектных решений и разработки специаль- ных природоохранных мероприятий, но и для принятия ключевых решений по выбору технологии и места размещения объекта.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением