logo
Питулько учебник

1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

В январе 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природо- пользования и обеспечения экологической безопасности было по- строено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.

Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического ауди- та, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе- ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди- ту, наилучшей существующей технологии и экологической без- опасности.

Основные принципы охраны окружающей среды, сформули- рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в облас- ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости- гаться на основе использования наилучших существующих техно- логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре- бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно- сти.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно- стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:

разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма- тивных документов в области охраны окружающей среды, содер- жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

организацию и осуществление в порядке, установленном зако- нодательством Российской Федерации, государственного эколо- гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио- нирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

государственный экологический контроль за объектами хозяй- ственной и иной деятельности независимо от форм собственно- сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде- рации, за исключением подлежащих федеральному государствен- ному экологическому контролю.

Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме- тодам экономического регулирования.

К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру- жающей среды» отнесено:

разработка государственных прогнозов социально-экономиче- ского развития на основе экологических прогнозов;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч- ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так- же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-

ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной де- ятельности (в том числе экологического страхования), направлен- ной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, но со- хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ- ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред- ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха- низм добровольного экологического страхования.

В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окру- жающей среды.

Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ка- чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет- ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации.

К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи- ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче- ских лиц устанавливаются следующие нормативы:

допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче- ски безопасной хозяйственной деятельности.

Принципиально изменен раздел, посвященный государствен- ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто- ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен- ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предьтнвестиционной, и проектной документации с уча- стием общественных объединений. Впервые введена норма пра- ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс- пертизе».

В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де- ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:

«Требования в области охраны окружающей среды при произ- водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;

«Требования в области охраны окружающей среды при разме- щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про- изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;

«Требования в области охраны окружающей среды при прива- тизации и национализации имущества».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме- нен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Феде- рации осуществлялся государственный, производственный и об- щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни- ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ- ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ- ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла- сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации, а не только органы государственной власти в области охра- ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос- сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го- сударственному экологическому контролю, определяется Прави- тельством Российской Федерации.

Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны ок- ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу- ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред- писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо- зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас- сматриваться судом или арбитражным судом.