9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
Законченная в 2002 г. стратегическая ЭО проекта реконструк- ции порта Роттердама служит наглядным примером выполнения подобных исследований. Порт Роттердама входит в пятерку круп- нейших портов мира, а по объему перегрузки наливных грузов он является крупнейшим портом в мире. Благоприятное расположе- ние порта в дельте Рейна создает отличные возможности для его дальнейшего расширения.
В связи с расширением портовой деятельности был запущен рсновной проект по принятию решений, Рrojесt Rоtterdат Маinроrt (Проект развития главного порта Роттердама) — РRМ. Помимо поиска территорий, основными задачами данного проекта явля- лись изучение способов улучшения среды обитания в районе пор- та Роттердама и содействие устойчивому развитию. Этот аспект играет важную роль в процессе принятия решений. В ходе стратегической ЭО в проект РКМ была введена концеп- ция «среды обитания». Также была отмечена возможность парал- лельного улучшения качества среды обитания в самом порту и вокруг него. В рамках этого проекта сотрудничают пять министров (транспорта и общественных работ, жилищного строительства, фи- зического планирования и окружающей среды, сельского хозяй- ства, заповедных территорий и рыбного хозяйства, экономики и финансов), а также представители местных и провинциальных ор- ганов власти (муниципалитета Роттердама, метрополии Роттерда- ма и провинции Южная Голландия). Задача стратегической ЭО заключалась в том, чтобы сформулировать двуединую цель и на- чать работу по проекту для ее достижения:
укрепление положения главного порта Роттердама за счет ре- шения выявленной проблемы дефицита площадей, необходимых для портовой и промышленной деятельности; улучшение качества среды обитания в области Рейнмонд за счет использования возможностей, открывающихся в связи с решени- емм проблемы дефицита территории.
Парламент обратился к правительству с просьбой провести сба- лансированную разработку обоих аспектов, уделяя при этом оди- наковое внимание обеим проблемам.
Достижение цели РRМ предполагает качественный скачок как для экономики, так и для среды обитания (связь трех элементов:
экономики, экологии (природной среды) и территории). Для этого
нужно найти интегральные решения в рамках четырех политиче- ских сфер, таких как экономическая, территориальная, экологи- ческая и природоохранная политика. Соответственно, требуются решения, которые позволили бы с достаточной эффективностью достичь поставленных целей в рамках указанных политических сфер.
Таким образом, в контексте РRМ предполагается поиск твор- ческих и инновационных решений, которые позволят использо- вать синергию между указанными политическими сферами.
Например, в случае перевозок повышение доступности одно- временно приведет к улучшению экологической ситуации. Что ка- сается порта, то расширение территории одновременно приведет к улучшению среды проживания и обитания. В рамках РRМ осуще- ствляется преимущественный поиск оптимальных решений. Одним из примеров таких решений является стимулирование промыш- ленной экологии (создание некоего промышленного метаболиз- ма, заключающегося в том, что отходы одной отрасли можно ис- пользовать в качестве сырья для другой, а оборудование при этом находится в их общем пользовании). Другой пример — использова- ние подземных участков и новых материально-технических средств, которые направлены на повышение эффективности. Это благопри- ятно скажется на решении территориального вопроса, а также на экономической ситуации и состоянии окружающей среды и запо- ведных территорий.
Концепция «качества среды обитания» была сформулирована в рамках проекта РR.М: она связала между собой территориальный и экологический (природная среда) аспекты. Тем самым подчеркива- лась важность различных элементов устойчивого развития. Таким образом, разница между понятиями «здесь и сейчас» (текущей си- туацией) и «там и потом» (будущей ситуацией) стала руководящим принципом для РR.М. Понятие «качества среды обитания» приобре- ло два измерения — качество жизни и устойчивость.
Качество жизни отвечает ситуации «здесь и сейчас» и касается соответствующих территориальных, экологических аспектов и ас- пектов, связанных с заповедными территориями — в частности, на локальном уровне. При этом важное значение имеет человече- ское восприятие различных сторон, что делает понятие «качества жизни» очень субъективным. Изучая восприятие людьми тех или иных сторон, можно вывести индикаторы для измерения уровня качества жизни (табл. 9.1).
Устойчивость в контексте РRМ связана с национальными и международными аспектами, важными для будущего. Речь идет о сохранении ресурсов и предотвращении тех или иных выбросов б объемах, превышающих емкость окружающей среды. Это, в част- ности, относится к химическому аспекту проблемы охраны окру- жающей среды. В случае заповедных территорий речь идет о сохра-
Таблица 9.1
Конкретизация понятия «качество среды обитания» для некоторых элементов стратегической ЭО
Элемент стратегической ЭО | Качество жизни | Устойчивость |
Окружающая среда | Зловоние; шумовое загрязнение и вибрация; внешняя безопасность и риск; качество воздуха (пыль, НОХ, SО2, углево- дороды); выбросы в воду (локальные); выбросы в почву; отходы на окружаю- щей территории | Использование основных источников энергии; выбросы парниковых газов, в особенности СО2 и хлор-фторуглеродов; закислснис: выбросы SО2 и N0x.; различные виды отходов; выбросы в между народные воды (например, загрязнение рек Рейн или Маас); выбросы в атмосферу (пыль, углеводороды); стратегический запас чистой грунтовой воды (питьевой и технологиче- ской) |
Территория | Используемая площадь поверхности земли; воспри- нимаемые ценности: например, структуры и элементы, геологические проявления, культурно- исторические проявления | «Пользовательская» цен- ность; незастроенные участки, компактность, многократное использо- вание, инвестиционные затраты, многофункцио- нальность, фрагментация и пр.; будущая ценность территории: потенциал введения, разработка, резервация, чувствитель- ность к функциональным изменениям, постоян- ство, пространственная структура и пр. |
Заповедные территории | Природная площадь поверх- ности; восприятие заповед- ной территории | Биоразнообразие на дан- ной территории; качество природных процессов |
нении и усилении биоразнообразия, а в случае территорий — о «потребительской» и будущей ценности такой территории (кото- рая должна будет выполнять другие функции в будущем, если воз- никнет такая необходимость).
На территории порта Роттердама выделяют три разные «системы», для которых существуют проблемы — «порт», «город» и «дельта».
«Порт» — это образное определение промышленной и порто- вой деятельности на рассматриваемой территории. «Город» — это образное определение всего, что имеет отношение к среде обита- ния (жилые дома и магазины) на данной территории. Наконец, «дельта» — это образное определение для заповедной и рекреаци- онной зон. Каждая из трех систем важна для РRМ и имеет свою собственную «проблемную зону»:
порт — нехватка места;
город — ухудшающаяся среда обитания и некоторые экономи- ческие проблемы;
дельта — отсутствие рекреационной и заповедной зон.
Разработка концепции «качества среды обитания» была прове- дена в рамках стратегической ЭО. Она потребовала определенного времени и подробных консультаций с различными сторонами. Ра- бочая группа Тhе Епvirоптепt апd thе Living Еnvirоптеnt («Окружа- ющая среда и среда обитания») первой взяла на себя инициативу в разработке этой концепции. В эту группу входит ряд сервисных структур министерств жилищного строительства, физического пла- нирования и окружающей среды, транспорта и общественных ра- бот и экономики, а также Департамент по охране окружающей среды провинции Южная Голландия. Рабочая группа подготовила «Тематический документ по окружающей среде и среде обитания», в рамках которого была начата разработка Концепции качества среды обитания. В частности, была предпринята попытка найти различные индикаторы. Их можно будет использовать в дальней- шем, в процессе принятия решений, например для ОВОС.
Была проведена конференция с участием местного населения, экологических и природоохранных организаций и ряда экспертов. Затем состоялся целый ряд конференций совместно с рабочей груп- пой «Окружающая среда и среда обитания», на которых понятия «качество жизни» и «устойчивость» получили дальнейшее уточне- ние.
Наконец, была организована конференция на стратегическом уровне с участием руководителей различных организаций, уча- ствующих в РКМ. Все это позволило в конечном итоге сформули- ровать концепцию «качества среды обитания», которая стала важ- ным подспорьем в окончательном выборе подхода и принятия ре- шений в дальнейшем.
Принятый подход был реализован в рамках нескольких поли- тических документов, подготовленных в процессе принятия реше- ний. Промежуточный меморандум РRМ оп Соиrsе стал документом в поддержку устойчивого развития порта. В рамках стратегического документа Towards а Sustаinablе, Епtеrprising Маinроrt представления голландского правительства получили дальнейшее развитие в при-
ложении к порту. Исходной точкой стала устойчивость и связь между различными проблемами, характерными для порта, города и дельты. В меморандуме была обрисована желательная ситуация для этих трех систем и приведены различные варианты решения или опти- мизационные процедуры. Последние стали отправной точкой для разработки спецификаций в проектах РR.М. В частности, речь шла о реализации промышленной экологии в порту. В конечном итоге индикаторы и основные политические предположения были вне- сены в итоговый документ стратегической ЭО.
В результате были выработаны отправные точки для процесса принятия решений. Это стало самой лучшей гарантией стимулиро- вания устойчивого развития порта Роттердама и решения проблем «узких мест» для порта, города и дельты. Так, например, в рамках рекомендаций создание заповедной и рекреационной зон площа- дью 750 га сочетается с сооружением промышленной площадки. Оба проекта рассматриваются как одна разработка территории, что позволит покрыть строительные и текущие затраты, связан- ные с заповедной зоной.
Муниципалитет Роттердама (в частности, Управление порта Роттердама) в сотрудничестве с природоохранными и экологи- ческими организациями подготовил пакет мер, направленных на создание более сильной и дифференцированной экономики, ка- чественно лучшей заповедной зоны и процветающего города. Это программа общего регионального развития, в рамках которой цент- ральным является вопрос о том, каким образом усиление разви- тия главного порта может благоприятно сказаться на развитии ре- гиона Роттердама.
Исходно проект РRМ был разработан с целью решения дефи- цита площадей в порту, но применение интегрального подхода к стратегической ЭО привело к выявлению «узких мест» в порту, которые следует рассматривать в связке с проблемами города (про- блемы экономического характера) и дельты (дефицит заповедных и рекреационных зон). Следовательно, расширение зоны решения привело к расширению перечня затрагиваемых проблем. Работа по формированию концепции «качества среды обитания» велась в рам- ках тесного сотрудничества (консультаций) с различными заинте- ресованными сторонами, что обеспечило соответствующее «зак- репление» в политическом процессе.
Контрольные вопросы
Каковы основные цели стратегической ЭО?
В чем отличие стратегической ЭО программы и ОВОС проектного уровня?
Каковы отличия между стратегической ЭО градостроительных пла- нов, национальных стратегий, проектов законодательных актов?
4. Проиллюстрируйте примерами иерархию уровней экологической оценки.
5. Какова последовательность принятия решений по проектам и ГЭЭ?
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением