logo
Питулько учебник

7.11. Экологическая оценка и принятие решений

Главным результатом экологической оценки на любой стадии прохождения проекта является учет экологических факторов в про- цессе принятия решений по планируемой деятельности. Инвесто- ром или разработчиками принимаются предпроектные и проект- ные решения различного уровня, которые корректируются в соот- ветствии с промежуточными и окончательными результатами ОВОС (например, в итоге сравнительного анализа альтернативных реше- ний и т.п.). На основе прогноза воздействий могут быть приняты решения об осуществлении мер по их смягчению.

Решение о возможности осуществления намечаемой деятель- ности в целом в том виде, который предложен инициатором дея- тельности, всегда принимается государственным органом, неред- ко в форме выдачи соответствующего разрешения (в России — на основе решения ГЭЭ).

Это решение представляет компромисс — точку внутри тре- угольника (рис. 7.7) в координатах:

«затраты на реализацию проекта»;

«компенсация ущерба окружающей среде»;

«развитие социальной сферы».

Компромисс может быть достигнут не только путем оптимиза- ции эколого-экономических аспектов, но и при учете положи- тельных изменений в социальной сфере, т.е. осуществление про- екта, связанного со значительным воздействием на окружающую среду, но способствующего решению важной социальной пробле- мы, может быть признано целесообразным.

Фундаментальным требованием является положение о том, что общее решение об осуществлении намечаемой деятельности не может быть принято до того, как ОВОС, основной документ ЭО, будет подготовлен и передан органам, ответственным за принятие такого решения. Эти органы должны учитывать информацию, со- держащуюся в ОВОС и в дополнительных материалах экологичес- кого обоснования (например, отчет об участии общественности, не включенный в ОВОС), а также результаты контроля качества экологических оценок.

Наиболее распространенными формальными методами приня- тия решений являются:

проверка соответствия экологическим стандартам. Деятельность, отвечающая законодательным нормам, может быть разрешена к применению. С помощью этого метода невозможно учесть уникаль- ные местные условия, мнения заинтересованных сторон, кумуля- тивных воздействий и воздействий, не регулируемых стандартами (например, отсутствие ПДК на поллютанты, характерные для дан- ного проекта);

анализ экономической целесообразности. Экологические и другие

последствия проекта выражаются в денежной форме с целью под-

счета «обшей выгоды проекта». Ограничения применимости мето- да связаны с технической невозможностью рассчитать ряд воздей- ствий в денежной форме (например, акустических) и с трудно- стями оценки «эффектов распределения» (вследствие которых «вы- годы» от проекта достаются одним социальным группам, а «поте- ри» несут другие группы);

методы экспертной оценки. Применяются наиболее широко из всех перечисленных при наличии явных критериев принятия ре- шений, проводятся консультации с заинтересованными сторона- ми, эксперты и советники имеют соответствующие квалифика- цию и опыт, а принятые решения подтверждаются формальным обоснованием,

Во многих зарубежных национальных системах экологической оценки требуется обнародование, вместе с формулировкой реше- ния, факторов и соображений, положенных в его основу. Этот сво- еобразный пресс-релиз включает:

изложение решения;

перечисление учтенных альтернатив с указанием оптимального варианта;

социальные, экологические и экономические факторы, кото- рые рассматривались в процессе принятия решения;

краткое описание запланированных природоохранных мер по уменьшению и предотвращению воздействия.

Европейская директива по экологической оценке (в редакции 1997 г.) требует учитывать материалы ОВОС в процедуре выдачи разрешения на осуществление намечаемой деятельности. Орган, принимающий решение, должен проинформировать обществен- ность о содержании решения и приложенных к нему условиях; причинах и соображениях, положенных в основу решения; мерах по уменьшению и предотвращению воздействия.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите методологические принципы ОВОС.

  2. Что включает в себя понятие трансграничного воздействия?

  3. Какова суть процедуры оценки воздействия на окружающую среду?

  4. Каковы основные стадии процесса ОВОС и их функции?

  5. Почему современные системы экологической оценки включают нос- лепроектные стадии?

  6. Перечислите основные задачи при составлении тома ОВОС в составе ТЭО.

  1. Перечислите методы выявления наиболее значимых воздействий для последующего изучения в ходе ОВОС.

  2. Что может быть нарушено в экосистеме в результате постоянного поступления в нее загрязняющих веществ и энергии в различных видах?

  3. Какими показателями можно оценить степень этого нарушения?

10. Каков риск появления нарушения?

11. В чем заключаются общие положения, справедливые при рассмот- рении проблемы риска любого типа?

12. Почему необходимо рассмотрение альтернативных вариантов ос- новного проекта?

13. В чем сущность инженерно-геологических, географических и инже- нерно-экологических изысканий при проектировании объектов? 14. В чем сущность учета «приемлемого экологического риска» при про- ектировании и экспертизе?

15. Что означает понятие «экологическое состояние объекта»? 16. Что входит в понятие комплексного ущерба окружающей среде? 17. Каковы цель и содержание Программы экологического монито- ринга?

18. В чем суть технологической схемы «нулевого сброса»? 19. Какие критерии могут использоваться для контроля качества ОВОС? 20. Перечислите основные источники загрязнения акватории при стро- ительстве морского порта.

Упражнения

1. Сформулируйте основные положения геоэкологического обоснова- ния проекта мостового перехода автомобильной трассы через реку Инди- гирку в районе Оймякона.

Геоэкологическое обоснование включает характеристику рельефа, гео- логического строения местности, опасных геодинамических процессов (используйте данные табл. 7.2 и комментарии к ней), гидрогеологических и гидрологических особенностей, режима многолетнемерзлых пород (на- леди и подрусловый талик) и т.д. Учтите, что многоводная и многорукав- ная в этом месте Индигирка выходит из гор на равнину, а ширина доли- ны достигает 6 км.

2. Рассмотрите экологические последствия при транспортировке неф- ти альтернативными способами из Башкирии в порт Санкт-Петербурга в объеме 10 млн т:

танкерами типа «река—море» водоизмещением 5000 т (определите дли- ну пути из Камы через Волгу и Мариинскую систему, время в пути, число рейсов; учтите необходимость перебункеровки в океанские танке- ры, составьте перечень и дайте характеристику уязвимых участков пути: мосты, шлюзы, каналы);

железной дорогой цистернами емкостью 50 т (определите длину пути из Уфы через Н.Новгород в Вологду, время в пути, число и тоннаж со- ставов; учтите необходимость накопителей соответствующего объема в пор- ту, составьте перечень и дайте характеристику уязвимых участков пути: мосты, переезды и развязки;

Волго-Балтийской трубопроводной системой (выберите сечение маги- стрального трубопровода, длину условно приравняйте к железнодорож- ному варианту, охарактеризуйте уязвимые участки: переходы через реки, болота, насосные станции, пересечения с магистралями). 3. Оцените основные воздействия на окружающую среду при проклад- ке железной дороги по стадиям: земляное полотно;

искусственные сооружения (мосты, трубы и др.); укладка пути и электрификация (технологическая часть, тяговые под- станции, контактная сеть, электроснабжение); водоснабжение, канализация и теплоснабжение; источники природных ресурсов, материалов и энергии.