logo
Питулько учебник

7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес

Статус экологической оценки. Перед тем как приступить к осу ществлению той или иной деятельности в Российской Федера- ции, заказчик проекта должен обратиться за официальным разре- шением. Экологическая оценка является частью процедуры полу- чения официального разрешения. В соответствии с российским за- конодательством процесс ЭО, как уже рассмотрено выше, состо- ит из процедур ОВОС и ГЭЭ.

Экологическая оценка намечаемой деятельности, которую не- обходимо проводить в соответствии с требованиями ЕБРР, суще- ственно разнится в содержательной части в зависимости от типа проекта и, следовательно, от уровня воздействия этого проекта на состояние окружающей среды. ОВОС выполняется для всех проек- тов, которые могут оказать значительное влияние на состояние окружающей среды. Целью АЭВ, обозначенной ЕБРР, является предоставление достаточного объема экологической информации для того, чтобы Совет директоров имел возможность прийти к заключению, является ли намечаемая деятельность адекватной с точки зрения се экологических последствий, и принять решение об утверждении или отказе от предоставления финансовых средств для осуществления проекта по экологическим соображениям.

В соответствии с Директивой по АЭВ ЕС заказчик проекта дол- жен обратиться за разрешением на осуществление намечаемой де- ятельности, если она способна оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды.

Обычно ЭО проводится в отношении всех видов деятельности. которые могут оказать значительное влияние на окружающую сре-

ду, с учетом их характера, масштаба и местоположения. В соответ- ствии с требованиями ЕБРР и ЕС проведение АЭВ необходимо в случае реализации крупных проектов, а также проектов, которые будут реализовываться в экологически уязвимых районах.

Российское законодательство не выделяет четко категорий дея- тельности, для которых необходимо выполнение ЭО. Оно преду- сматривает, что при проведении ОВОС потенциальные воздействия на окружающую среду любого вида деятельности должны рассмат- риваться с тем, чтобы в максимальной степени уменьшить нега- тивное влияние проекта. Поэтому перечни видов деятельности, приведенные в гл. 5, носят рекомендательный и ориентировочный характер.

Порядок проведения ЭО. Российские процедуры проведения ОВОС и ГЭЭ основываются на принтщпе презумпции потенциальной эко- логической опасности намечаемой хозяйственной или иной дея- тельности, а это означает, что любая намечаемая деятельность яв- ляется объектом ЭО. Российское законодательство не дает четких указаний и критериев относительно необходимой степени детали- зации ОВОС, хотя на практике в отношении видов деятельности, которые вряд ли могут причинить серьезный ущерб окружающей среде, может применяться упрощенная процедура проведения ОВОС. В отличие от российского законодательства ЕБРР указывает перечень видов деятельности, требующих проведения АЭВ. Эти виды деятелъности делятся на категории А, В и С в зависимости от зна- чимости их последствий для окружающей среды. Степень детали- зации АЭВ, требуемого для каждой категории, четко определена в экологических правилах Банка.

Между процедурами определения объема ЭО, предусмотрен- ными российским законодательством и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осу- ществление следующих обязательных мероприятий:

подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая местоположение и описание проекта, с определением воздействия на состояние окружающей среды, которое может ока- зать намечаемая деятельность;

изучение ранее собранных данных;

определение пробелов в исходных данных;

информирование общественности о намечаемой деятельности;

подготовка к общественным слушаниям;

проведение общественных слушаний;

подготовка отчета о результатах общественных слушаний;

разработка технического задания на выполнение экологической

оценки.

Отчет по АЭВ (и российский том ОВОС) должен готовиться в

соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе

определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат Отчета

по АЭВ и раздела по ОВОС немного различны. Но так как структу- ра отчетов определяется индивидуально с учетом специфики каж- дого конкретного проекта, чтобы обеспечить оптимальный подход к анализу экологических вопросов, различия в типовом содержа- нии не играют серьезной роли.

Тем не менее различия в практике подготовки отчетов по ОВОС имеют важное значение. Так, не все российские проекты разраба- тываются при участии общественности по той простой причине, что процедура ее участия из-за низкой экологической культуры чиновников, проектантов и населения недостаточно развита и иногда полностью игнорируется.

Принятие окончательного решения. Окончательное решение в отношении намечаемой деятельности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ в соответствии с требования- ми ЕБРР. По российскому законодательству это решение прини- мается при проведении ГЭЭ, которая следует за ОВОС. Это делает российский процесс ЭО более бюрократизированным и требую- щим больше времени, документации и труда.

Положения об участии общественности. В соответствии с требо- ваниями ЕБРР должны соблюдаться все установленные требова- ния в части проведения общественных слушаний, действующие в стране проекта.

Помимо этого заказчики должны следовать инструкциям Банка относительно участия общественности и распространения информа- ции. Это подразумевает, что между российскими процедурами и про- цедурами ЕБРР исключаются какие бы то ни было противоречия.

При выявлении на любом из этапов сооружения объектов до- полнительных факторов, приводящих к снижению уровня без- опасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей сре- ды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государ- ственный орган, принявший решение об их сооружении, обязан отменить принятое им решение: или прекратить, или приостано- вить сооружение.