logo
Питулько учебник

6.1. Критериальная база оценок воздействия

Все промышленные страны мира в той или иной степени обе- спокоены состоянием природной среды. Для контроля за ним используются различные характеристики, называемые индикаторами, индексами, критериями и др. Сразу же отметим, что наиболее

быстро внедряющиеся в природоохранную и управленческую прак- тику системы оценок состояния среды в программах устойчивого развития западных стран методически далеко не безупречны и в существующем виде плохо адаптированы к природно-географи- ческим и экономическим условиям РФ.

Но в то же время проблема развития национальных критериев (индикаторов) на этой методологической основе представляет крайне актуальную задачу. Необходимость ее скорейшего решения определяется все более глубоким вовлечением Российской Феде- рации в системы международных связей в области охраны среды. В то же время приток зарубежных инвестиций в российскую эконо- мику зависит в том числе и от внедрения системы международно признанных требований и стандартов в области охраны среды и принципов развития экономики (экологический аудит, оценка выполнения взаимных обязательств и т.д).

Общая политика финансовых институтов западных стран в обя- зательном порядке декларирует требования экологической безо- пасности экономической деятельности на основе концепции Про- граммы развития Всемирного банка: «...экономическая активность является неотъемлемой частью окружающей среды... экологиче- ские индикаторы обязательная часть системы принятия решений...».

Рассмотрим набор показателей (индикаторов), характеризую- щих объекты информации, которые влияют на устойчивость при- родно-технических систем, на их взаимосвязи и величину норма- тивных значений, способы мониторинга фактических значений этих показателей.

Состав и характеристики региональных экологических индика- торов должны:

соответствовать международным принципам их определения;

включать в себя уже имеющие нормативный статус экологичес- кие индикаторы, как международные, так и национальные;

позволять проводить их обсуждение, корректировку и согласо- вание в рамках региональных международных схем и системы спе- циализированных уполномоченных органов управления;

приниматься как нормативно-рекомендательный документ для региона и местных органов управления;

использовать существующую статистическую и мониторинго- вую систему сбора экологической информации за немногими ис- ключениями;

иметь научно-методическое обоснование сигнального (предва- рительного) списка индикаторов, оценки репрезентативности описания критериев состояния и формулировку индицируемых экологических проблем и процессов региона.

Принципиально важным являются введение нового парамет- ра — скорости изменения (деградации) среды и переход от ста- тического к динамическому рассмотрению проблемы оценки ка-

чества окружающей среды территории, т.е. по сути совершенно

нового направления в управлении — реакции на изменение скорости процесса.

Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное

восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирую-

щего стабильность окружающей среды, и должен обеспечить на

перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

При этом решаются следующие задачи:

обеспечение стабилизации экологической ситуации при выхо-

де страны из экономического кризиса;

введение хозяйственной деятельности в пределы емкости эко-

систем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберега-

ющих технологий, целенаправленного изменения структуры эко-

номики, структуры личного и общественного потребления.