5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
Многие люди верят, что промышленность готова добросовест- но выполнять планы мероприятий по снижению воздействий на
окружающую среду. Однако экономическое давление со стороны конкурентов часто бывает настолько сильным, что выполнение этих благих намерений становится разорительным. Представим два конкурирующих предприятия А и Б, расположенные вблизи био- сферного резервата и обязанные осуществлять план природоох- ранных мер. Из-за повышения себестоимости продукции Б пре- кращает выполнение этого плана. Тогда А, чтобы окупить затраты на очистные установки, должно либо повысить цены (тогда поку- патели обратятся к Б, где сохраняются низкие цены), либо сни- зить прибыль и потерять финансовую репутацию, либо, как и Б «заморозить» природоохранное строительство.
Таким образом, фирма А, поступая так из лучших побужде- ний, теряет конкурентоспособность независимо от позиции фир- мы Б. Следовательно, необходимы экономические механизмы, фи- нансово влияющие на компанию-нарушитель. Нельзя позволять группам с сиюминутными политическими или экономическими интересами препятствовать решению экологических проблем. Как бы ни были обременительны расходы на снижение риска, их надо предусматривать, так как компенсировать деградацию окружаю- щей среды будет значительно дороже.
В Декларации по экологическому праву, принятой на Всемир- ной конференции ассоциаций экологического права, прошедшей в Лимаже в 1990 г., процедуру ОВОС предложено рассматривать как один из основных правовых и научных инструментов выработ- ки национальной стратегии охраны окружающей среды. Декларация рекомендует дополнительно включать в ОВОС:
экспресс-анализ вредных воздействий проекта на сопредельные территории;
указание на наличие или отсутствие законодательных актов (в том числе международных), предусматривающих природоохран- ные меры при разработке проектов;
альтернативные варианты проекта;
оценку воздействия на затрагиваемое население и на качество окружающей среды в целом;
изучение кумулятивного воздействия будущего загрязнения;
воздействие на затрагиваемые территории в целом;
выявление научных неопределенностей.
Контроль ОВОС предложено осуществлять независимым науч- ным специализированным органом. В случае риска причинения серьезных или необратимых воздействий на окружающую среду компетентные органы должны иметь право требовать пересмотр проекта до его реализации или отмены.
Особое внимание в Декларации уделяется участию обществен- ности как в обсуждении ОВОС, так и в процессе принятия ре шений по проекту в административных и природоохранных ор- ганах.
Данные, собранные в процессе ОВОС, рекомендуется хранить и системэтически использовать для улучшения качества окружаю- щей среды и накопления научных экологических знаний. Важным пунктом Декларации является рекомендация между- народным и неправительственным организациям, а также другим институтам, предоставляющим финансовую помощь проектам раз- вития, проводить обязательную ОВОС инвестируемого проекта, взывающего воздействие на окружающую среду, с привлечени- ем представителсй общественности и административных органов стран бенефициарам. Кроме того, предложено учредить междуна- родную комиссию по оказанию помощи развивающимся странам в деле проведения ОВОС и научно-технической помощи в созда- нии соответствующих банков данных.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные принципы и задачи оценки воздействия на
окружающую среду.
2. Каковы основные положения Конвенции об оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте?
3. Перечислите этапы проведения оценки воздействия на окружаю-
щую среду.
4. Как происходит информирование и участие общественности в про-
цессе оценки воздействия на окружающую среду?
5. Какие требования предъявляют к материалам по оценке воздействия
на окружающую среду?
6. Каким должен быть состав материалов по оценке воздействия наме-
чаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду?
7. Чем отличается экологическая оценка воздействия от технологичес-
кой?
8. Чем отличается экономическая оценка воздействия от социальной? 9. Каково назначение геоэкологического мониторинга в составе проек-
тов?
10. Почему необходимо рассмотрение альтернативных вариантов ос-
новного проекта?
11. Как учитываются изменения в природной среде за период эксплу-
атации предприятия при реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятия?
12. В чем состоят особенности оценки воздействия на земли, объекты
недр и другие компоненты литосферы в полярных, гумидных и аридных ландшафтных зонах?
Упражнения
1. Предложите методику исследования влияния добычи нефти на при- родную среду Большеземельской тундры в главном центре «экологиче- ского неблагополучия» этого региона — бассейне реки Печоры.
Учтите, что территория расположена в Заполярье, где процессы самоочищения экосистем замедленны. При этом загрязнение распи- вается уже около 50 лет: сброеы нефтяных промстоков — свыше 1 млн. м3 в год (р. Ухта), сбросы неочищенных пром- и хозяйственно-бытовых вод — свыше 7 млн м3 в год (р. Воркута), аварии на многочисленных изношенных нефтепроводах (усинская катастрофа, 100 — 300 тыс. т не- фти). За последние 10 лет численность ценных промысловых видов рыб сократилась в 10—30 раз.
Основные задачи исследования должны состоять в оценке роли в де градации экосистем объема и состава сточных вод, присутствия в них нефтепродуктов, попадания буровых растворов в реки, состояния сооб- ществ фито- и зоопланктона (кормовой базы гидробионтов). Предложите план организации комплексных исследований (гидрохимических, гидро- биологических, ихтиологических) для прослеживания изменений, про- исходящих по всех звеньях водной экосистемы. Например: «Для решения поставленных задач будет выполнено дешифрирование дистанционных ма- териалов спутников NОАА (суша), SiWIFS (море) с выделением участков пониженного вегетационного индекса и концентрации хлорофилла, на участках с признаками деградации биоты проводится комплексное опро- бование информативных сред и объектов, инструментальный анализ проб и сопоставление с данными о величине техногенных нагрузок...».
2. Оцените экологическую безопасность объектов обустройства нефте- газопромысла в Карском море. В опенку входит анализ защищенности от загрязнения и изменения морской коды, донных отложений, гидробион- тов, а также устойчивости сооружений.
Газоконденсат вместе с буровым раствором поступает из скважин по трубопроводам на нефтеперерабатывающий завод, расположенный на Большой гравитационной бетонной платформе (БГБП), а производствен- ные сточные воды — на береговую станцию очистки и утилизации.
Морская часть:
донные опорные плиты и технологические платформы для бурения скважин (бурение с промывкой);
подводная инфраструктура — магистральные газопроводы (диаметр 1220 мм, длина 100 км, 9 ниток), устройства подводной бункеровки (погруж- ные буи);
подводные энергокоммуникации.
Береговая часть:
БГБП и нефтеперерабатывающий завод сжижения на ней (искусст- венный остров);
водозаборы хозпитьевого, производственного и противопожарного водоснабжения; сооружения водообеспечения;
сооружения водоочистки и утилизации сточных вод (поглощающие скважины);
береговая производственная база по очистке сточных вод и утилиза- ции отходов;
энергетические установки;
средства ликвидации аварийных разливов нефти.
Условия размещения промысла: глубины 50—100 м, удаленность от берега — 150 — 200 км, мощность льда зимой — 2—3 м, летом — отдель-
ные ледяные поля. Продукция: газоконденсат и синтетические жидкие углеводороды. Транспортировка: подводная перевозка сжиженного газа подводными танкерами к рынкам сбыта, расположенным в Тихоокеанском регионе, соответственно сырой нефти, — с помощью надводных танкеров ледового класса — в США.
Потенциальные источники загрязнения океана: донные опорные пли- ты буровые скважины, устройства подводной бункеровки судов, нефте- перерабатывающий завод, газо- и нефтепроводы, естественные высачи- вания углеводородов на дне моря.
Список литературы
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02
№ 7-ФЗ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружа- ющую среду в РФ» от 16.05.2000 № 372.
Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудиты. — СПб.: Экополис и культура, 2000. — 352 с.
Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. посо- бие для системы повышения квалификации и переподготовки государ- ственных служащих / Под ред. В. И.Данилова-Данильяна. — М.: МНЭПУ,
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением