6.1.1. Международные и российские требования1
У инспекторов природоохранных агентств есть несбыточная мечта о разработке некоего единого интегрального критерия со- стояния окружающей среды. Однако он, как вечный двигатель, невозможен в принципе в силу многофакторности изменения ком- понентов окружающей среды. Поэтому используются либо много- стадийная система оценки, либо несколько параллельных направ- лений, например по отдельным видам объектов природы или наи- более опасным видам загрязняющих веществ. В современных условиях показатели комфортности проживания, к которым в значительной мере относятся экологические данные, существенно влияют на стоимость объектов. Нерациональное ис- пользование территорий, непродуманное хозяйствование стано- вятся причиной снижения ценности объекта, поэтому весьма важно иметь универсальную регулирующую систему управления и штрафов, базирующуюся на разработанных методиках оценки экологических нагрузок.
Подход к проблеме оценки состояния природной среды в раз- ных странах различен и определяется их особенностями (геогра- фическими, экономическими, культурными и др.). Более того, даже внутри одной страны существуют различия в этих вопросах (раз- ные штаты США, провинции Канады, земли Германии). Важнейшими считаются показатели контроля, отражающие проведение тех веществ, которые представляют наибольшую опас- ность для населения и природы данной местности в силу больших объемов выделения или применения, токсических свойств, осо-
1 Использованы обобщающие материалы, подготовленные В. В. Кулибабой
(1999).
бенностей транспорта, способности накапливаться в природных объектах, устойчивости к разрушению.
Все эти данные рассматриваются в динамике, и положение счи- тается удовлетворительным, если негативные показатели со вре- менем уменьшаются (так как устойчивое развитие предполагает монотонное улучшение показателей).
Выделяются следующие параметры, пригодные для учета:
загрязненность среды обитания населенных мест (города, по- селки);
загрязненность воды;
рассеивание токсичных химикатов в природных объектах;
сбор, хранение, транспортировка и переработка опасных от- ходов.
Обращает на себя внимание разброс в количественных харак- теристиках загрязненности объектов природы, в частности поч- вы. Так, для почв сельскохозяйственного использования в про- винциях Канады (Альберта, Квебек) допустимым считается кон- центрация свинца 50 — 60 мг/кг, тогда как для Германии уровень 100 мг/кг является удовлетворительным, а в Великобритании до- пустимы концентрации 500 мг/кг.
В последние годы в России стали использоваться оценки фито- токсичности, представляющие собой допустимую концентрацию в поверхностном слое почв, при которой содержание тяжелых металлов в пище не превышает легко переносимый уровень, уста- новленный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Среднее содержание свинца в почвах мира колеблется от 12 до 35 мг/кг, в почвах России — от 10 до 25 мг/кг, например, среднее содержание в почвах северо-запада России и Финляндии — 18 мг/кг.
Применение норматива ПДК 1991 г. (32 мг/кг) во многих рай- онах России создает сложную ситуацию при оценке экологическо- го состояния почв, особенно сейчас, когда предпринимаются по- пытки придания загрязненным территориям статуса зон «чрезвы- чайной экологической ситуации» и «экологического бедствия», так как такой статус по веществам 1-го класса опасности может быть определен при 2 — 3 ПДК почв. Во многих странах мира после от- каза от этилированного автомобильного топлива ПДК свинца в почвах повышена.
В России ПДК свинца для почв установлена как превышение над фоном на 20 мг/кг. Таким образом, ПДК для почв, рассмат- риваемая на примере северо-запада, должна составлять 38 мг/кг, что является избыточно строгой нормой. В то же время, по дан- ным разных авторов, уровень фитотоксичности РЬ оценивается в 100 — 400 мг/кг, чаще всего 100 — 200 мг/кг. При такой концент- рации свинца в почве его содержание в пищевой части огород- ных растений может превысить допустимые нормы. Особое зна- чение придается тому, что рост концентрации свинца в почвах
тормозит микробиологические процессы. Содержание свинца бо- лее 400 мг/кг рассматривается как признак повышения его ПДК
в воздухе.
Материалы, оценивающие качество экосистемы Рейна, дают представление о критериальных подходах по оценке состояния окружающей среды авторов, составивших отчет «Руководство по расчету критических нагрузок тяжелых металлов на почвы и по- верхностные воды» под ред. У. де Врие и Д.Баккера (1996). Они описывают подходы к оценке состояния загрязнения окружающей среды в Нидерландах. Как и в ранее описанных источниках, име- ются в виду критерии, характеризующие отдельные виды за- грязнения окружающей среды (поверхностных вод и загрязнение почвы), оценивающие концентрации загрязняющих веществ. Большинство оценивающих показателей используются для со- поставления начальных условий в разных объектах или для оцен- ки изменений концентрации загрязняющих веществ во времени в каждом объекте (т.е. динамики загрязнений). Расчет параметров (или критериев) носит целевой характер и направлен на опреде- ление качества поверхностных вод для водопотребления и каче- ства донных осадков по степени концентрации загрязняющих веществ. По голландской системе оценок используются рисковые показатели концентраций. Рассматриваются показатели МРС (Maximum Permissible Concentrations) — максимально допустимые концентрации (т.е. концентрации на уровне риска экосистемы), а также NС (Negligible Concentration) — незначительные концентра-
ции.
Международная программа «Охрана вод Рейна» — Pritection оf the Rhine (IRSR) — так же как и программа Экономического раз- вития — Organisation for Есопоmiс Соореrаtioп апd Develортепt (OECD) — относится к числу наиболее крупных европейских ра- мочных соглашений, стремящихся получить оценку качества среды при помощи единой системы показателей. В ней поднимается воп- рос о необходимости учета трансграничных переносов загрязнений и разработки новых показателей качества среды, учитывающих совместное воздействие различных загрязнителей. Помимо общепринятых определений и состава признаков в программе ОЕСD в Европейском Союзе (ЕС) пока не принят еди- ный нормативно-методический стандарт на эти показатели. Наци- ональные определения хотя и близки, но различаются по ряду положений, в основном по набору информационных признаков критерия (индикатора).
Так, Директива ЕС 96.61 от 24.09.96, определяющая порядок оценок воздействия на среду, ясно разделяет два понятия: етission limit values (практически соответствует нормативам ПДВ и ПДС российских норм и рассчитывается так же, исходя из определений ПДК) и еnvirоптепtа1 qиаlitу standart (установленные требования,
которые обязаны выполняться в данное время и данной окружаю- щей среде, или части этого, как-то установлено законодательством ЕС).
При представлении общих классификационных принципов це- лесообразно остановиться на наиболее широко используемых кри- териальных подходах. Одной из основных на сегодняшний день с этой точки зрения является концепция, предложенная ЮНЕП в рамках реализации положений Конференции по окружающей среде и развитию ООН (Рио, 1992).
Отличительной особенностью концептуальных положений о типах и формах оценки состояния качества окружающей среды. на которые мало обращается внимание, является ясное определе- ние различий между собственно прямыми измерениями (расчета- ми) параметров среды и так называемой «экологической статис- тикой» (епvirоптепtаl statistic).
Под последней понимаются данные национальных статисти- ческих служб, государственных агентств (организаций) в области охраны окружающей среды, фондовые материалы уполномочен- ных научных центров и международных организаций. При этом ин- формационные массивы и результат их обработки (параметры, кри- терии, индикаторы, индексы оценки качества среды) в первую очередь должны описывать не столько точные количественные оп- ределения, сколько тренды процессов, определенных как значи- мые для окружающей среды.
Применение трендов как основы критериальной оценки по- зволяет значительно упростить (не во всех, разумеется, случаях) требования к точности данных и расширить возможную террито- рию (функциональную среду) их сопоставления. В то же время отсутствие исходной информационной экостатистической базы является серьезной помехой для принятия единых списков инди- каторов. Так, в Европейском союзе Советом министров окружа- ющей среды в 1994 г. принята четырехлетняя программа развития экологических компонентов статистики, вступившая в силу как единая координирующая система только в 1999 г. При этом сле- дует заметить, что ЕС уже имеет мощную унифицированную си- стему сбора и обработки информации о состоянии окружающей среды, включающую в том числе и параметрическое разделения всей территории ЕС по статистическим округам (Программа СОRINE — Сооrdination оf 1пfоrтаtоп оп thе Еvroптепtаl оf the Еиrореап Unioп).
Идеологическое обоснование таких подходов заключается в ре- ально существующем социально-экономическом заказе на ясное и сознательно упрощенное представление оценок среды для обще- ственности и политических систем управления (decision таkers)- Последнее декларировано в гл. 40 Аgепdа 21 следующим образом- «...Индикаторы устойчивого развития необходимы для того, что-
бы обеспечить прочную базу для лиц, принимающих решения на всех уровнях, и способствовать саморегулирующейся интеграции систем окружающей среды и развития».
При этом остается требование научной достоверности самих экостатистических показателей (критериев) и возможности при- нятия на их основе управленческих решений.
Внутреннее противоречие таких подходов очевидно. Оно ослож- няется активным процессом принятия процедур и регламентации систем критериев и индексов различными группами потенциальных пользователей и организаций (например, ЮНЕП, Всемирный банк, ЕЭК ООН, ОЕСD и т.д.). Надо отметить, что для ряда природных процессов или типов воздействий в качестве индикаторов применяются значительно более сложные, чем экостатистические, прямые параметры и интегральные показатели, требующие специальных наблюдений. Это, как правило, связано с желанием обеспечить идентификацию какого-либо природно-антропогенного процесса, важного с точки зрения программы или схемы экологического индикатора. Так, программа Всемирного банка уделяет большое внимание индикаторам состояния почвенного покрова как элемента экономики развивающихся стран. Причем выбору индикаторов предшествует разработка глобальной классификации почв и земельного фонда и создание на ее основе цифровых почвенных карт.
Очень кратко основные группы критериев (индикаторов) на уровне оценки глобальных процессов можно представить следующим образом:
критерии качества окружающей среды (тип SOE—State оf the Environment);
критерии воздействия, отражающие эффект влияния (stress indicators);
критерии устойчивого развития (sustainable indicators);
критерии качества среды для проживания и воздействия на че- века (еnvirоптепtаl health indicators).
При этом для усиления точности представления оценок пред- ложена дополнительная группа индекс-показателей, включающая интегрированные значения отдельных (две и более) переменных (широко используется, например, Агентством окружающей среды США - ЕРА).
Предельные опорные критерии устанавливают лимиты па- раметра, индицирующего границы приемлемого экологического риска. Целевые критерии предназначены для отслеживания эффек- тивности решения природоресурсных и эколого-экономических задач.
При определении индексов экологической ситуации в качестве основных выделяются: стандарты качества питания;
стандарты качества медико-социальной среды;
структура заболеваемости;
экотоксикологические параметры;
биоиндикаторные тесты;
параметры биогенного круговорота;
предельно допустимые уровни дезинтеграции природно-терри- ториальных комплексов;
индексы ресурсовоспроизводящего потенциала;
параметры определения удельных нормативов: на единицу тер- ритории; на единицу продукции и т.д.;
индексы оценки риска.
Сама система оценок ЮНЕП в связи с тем, что оперирует с глобальными процессами и данными, во многих случаях не обес- печенными репрезентативными рядами, не имеет четкой, логи- чески выдержанной классификационной структуры. В сущности; ее идеология сводится к попыткам подобрать возможные инте- гральные индексы или экологические индикаторы, исходя из прин- ципа наибольшей обеспеченности национальными данными. Если в случае ресурсных оценок воздействия этот поход реализуется удачно, то в собственно оценках состояния среды (кроме, вероят- но, глобальных процессов) — явно нет.
Наличие тех или иных специфических экологических проблем (или чаще национальных аспектов их понимания) приводит к по- явлению узколокальных показателей. Практически всегда они от- носятся к иерархически-территориальному уровню малого регио- на или территорий самоуправления. Так, в Дании, помимо общих тренд-показателей, для локального уровня предусмотрены так на- зываемые статичные показатели, например число скважин для водозабора, расположенных более чем в 500 м от зеленых зон.
Списки региональных индикаторов имеют существенный раз- брос в разных странах (табл. 6.1 и рис. 6.1).
Экологический индикатор — это признак, свойственный систе- ме или процессу, на основании которого производится качествен- ная или количественная оценка тенденций изменений, определе- ние или оценочная классификация состояния экологических си- стем, процессов и явлений. Значение индикатора описывает про- цесс или явление, выходящее за рамки его собственных свойств.
Экологический индикатор (критерий) может быть:
природоохранным — сохранение целостности экосистем, био- разнообразия, его местопребывания и т.п.;
антропоэкологическим — воздействие на человека, его популя- ции;
ресурсно-хозяйственным — воздействие на всю систему «обще- ство — природа»;
социоэкономическим — результирующая оценка благополучия экономической системы и качества жизни.
Таблица 6.1
Используемые критерии и индикаторы оценки состояния среды в международных и национальных программах
Критерий и индикаторы | Кем используется |
Индекс качества среды для развития населения Коэффициент детской смертности Детская заболеваемость формами астмы по возрастным группам Доля городов, где качество воздуха удовлетворя- ет стандартам ВОЗ Число озер с рыбой, соответствующей стандар- там пищевых продуктов Численность населения, проживающего в зонах без превышения шумовых лимитов Динамика жалоб населения на качество среды Индекс «процветания» Душевой доход Продолжительность жизни Доля населения, обеспеченная питьевой водой требуемых стандартов Процент населения с доступом к медицинскому облуживанию по стандартам ВОЗ Продажа экологически чистых продуктов к общему объему Доля предприятий, работающих в экологиче- ском бизнесе Отношение доходов 20 % беднейшего населения к доходам 20% богатого Критерии ресурсосбережения Валовой национальный продукт, отнесенный к потреблению энергии
Валовой национальный продукт (ВНП), отесенный к выбросам СО2, SО3, NОХ Энергопотребление к производству энергии Разведданные запасы сырья к потреблению Доля использования возобновимых видов энергии Доля расходов на природоохранные технологии Удельный объем бытовых отходов Доля вторичной переработки сырья и отходов ко всем используемым Доля площадей с устойчивым снижением запасов подземных вод ко всей площади | Всемирный банк То же » » Северная Европа
ЕС, Северная Европа Всемирный банк Всемирный банк ЮНЕП, Великобритания ЮНЕП, Северная Европа ЮНЕП
Ваltiс Аgепdа 21 Дания, Ваltiс Аgепdа 21 Всемирный банк ЮНЕП, ОЕСD, Ваltiс Аgепdа 21 ЮНЕП, ОЕСD, Ваltiс Аgепdа 21 То же
» »
Канада, ОЕСО Ва1tic Аgепdа 21, Се- верная Европа, Канада США, ЕС, Нидерланды Голландия, ЕС, Ваltiс Аgепdа 21 |
Критерий и индикаторы | Кем используется |
Биоразнообразие и зональное разнообразие экосистем | США, Канада, ЕС |
Число исчезающих видов (животные, высшие растения, птицы) | Ваltiс Аgепdа 21, UNEР |
Площадь охраняемых территорий ко всей | То же |
Площадь водно-болотных угодий | ЕС,Ваltiс Аgепdа 21 |
Селитебные и техногенные территории ко всей площади | ЕС |
Доля климаксных (старовозрастных, коренных — old forests) лесов к остальным | ЕС, Северная Европа, США, ЮНЕП |
Длина эксплуатируемой береговой линии | Северная Европа, ЕС,Ваltiс Аgепdа 21 |
Удельные нагрузки биогенных элементов | Ваltiс Аgепdа 21, Канада, США, Се- верная Европа |
Площади с уровнем превышения критических нагрузок закисления | ЕС, Канада, Се- верная Европа, ЮНЕП |
Число животных на 1 га пашни | Северная Европа, Голландия |
Доля населения, обеспеченного очистными сооружениями, от всей численности | Всеми |
Процент площади сельхозугодий с применением экологических технологий | Голландия, Север- ная Европа |
Выбросы SО3<NОХ>СН4 >V2О5>Сu, РЬ, Hg, Сd> >ПХБ | Всеми из рассматриваемых |
Нагрузка высокотоксичных пестицидов | ЕС, Северная Европа, Канада |
Кумулятивное накопление токсикантов в трофических цепях | Канада |
Анализ использования различных групп индикаторов из числа наиболее употребляемых в региональных целях представлен на рис. 6.2.
Характерно очень высокое удельное значение индикаторов — показателей состояния природных и природно-антропогенных си- стем. Здесь внешняя аналогия спектров отражает принципиально различные задачи управления с помощью индикаторов.
В Голландии это следствие необходимости тщательного контро- ля практически искусственно управляемых и крайне быстро реа-
гирующих на воздействие при- родно-антропогенных систем и их природных компонентов как основы экономико-хозяйствен- ной системы (польдерное1 зем- леделие, регулируемый гидроге- охимический режим, неустойчи- вые почвофитомелиоративные компоненты и т.д.). В Канаде высокая доля этой группы отражает необходимость сохранения ресурсного потен- циала природных геосистем и восстановления их естественной устойчивости (например, План управления и действий по вос- становлению качества вод Вели- ких озер, включающий широкий спектр таких индикаторов). Обе схемы используют экотерриториальные классификации разделе- ния зон применения индикаторов в отличие от преобладающего административно-территориального принципа деления. В Канаде это экозоны и экорегионы (есozопе), в Голландии — экоокруга (eсо-district), также с совершенно разным ландшафтным содержа- нием.
В России преобладает бассейновый принцип на региональном уровне и административно-территориальный — на локальном. Среди экологических индикаторов в нашей стране абсолютно доминиру- ют индикаторы воздействия на окружающую среду.
Здесь уместно отметить, что одной из практически совсем не решенных проблем всех региональных и локальных схем является репрезентативное выделение территориальных носителей инфор- мации, в пределах которых применяется индикатор.
За исключением индикаторов глобальных процессов экодина- мики (потепление, проблема разрушения озонового слоя и т.п.) и отдельных биологических параметров (например, диапазон про- дуктивности популяций форели в Великих озерах) остальные ин- дикаторы не имеют ясно определенной территориальной привяз- ки. Это связано с противоречием между свойством таких индика- торов, как элемент управления, требующий применения в преде- лах обеспеченных статистическими данными административных границ, и многовариантностью индицируемых природных систем и процессов.
В рекомендациях ВОЗ предложено оценивать качество атмо- сферных осадков по трехстадийной схеме: определение содержа- ния групп токсичных элементов, определение характера воздей- ствия на биоту, определение зоны, затронутой негативным воз- действием. Там же предлагается интегральный критерий оценки качества поверхностных вод с использованием шести групп крите- риев.
Кислородный режим.
Степень эвтрофикации (концентрация азотистых и фосфори- стых соединений).
Кислотность.
Содержание соединений тяжелых металлов.
Содержание токсичных для биоты веществ.
Микробиологическое загрязнение.
Качество вод устанавливается по наихудшему показателю в любой из групп, однако при оценке приводятся все показатели. Методика апробирована на национальных данных по Дунаю в 1992 г. Аналогично оценивается качество воды в Рейне. Оценивать качество питьевой воды ВОЗ предлагает с учетом более чем 50 параметров (из которых ГУП «Водоканал» учитывает лишь неко- торую часть).
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением