logo
Питулько учебник

5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей- ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое государство — участник Конвенции должно разработать свою на- циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.

Национальная процедура оценки возможного воздействия на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок- ружающую среду — проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко- логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи- ческой экспертизе».

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг- чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя- занных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности включают в себя:

определение характеристик намечаемой деятельности и возмож- ных альтернатив (в том числе отказа от нее);

анализ состояния территории, на которую может оказать вли- яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

выявление возможных воздействий этой деятельности на окру- жающую среду с учетом альтернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис- ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так- же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив- ности и возможности реализации;

оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними

социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мони-

торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

разработка рекомендаций по проведению послепроектного ана-

лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании проведенных исследований готовится предва-

рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:

цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и

иной деятельности;

альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-

ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,

технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);

возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-

мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-

антам;

изменения окружающей среды в результате реализации проек-

та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;

меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-

тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-

делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-

ности на окружающую среду;

краткое содержание программ мониторинга и послепроектного

анализа;

обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и

иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-

антов.

Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-

ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и

подготовке материалов ОВОС, с указанием:

способа информирования общественности о месте, времени и

форме проведения общественного обсуждения;

списка участников общественного обсуждения;

вопросов, рассмотренных участниками обсуждений, тезисов

выступлений в случае их представления участниками обсуждения,

протоколов проведения общественных слушаний (если таковые проводились);

всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж- дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз- можных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком;

выводов по результатам общественного обсуждения относитель- но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности;

сводки замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;

списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружаю- щую среду.

Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе- циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен- но это краткое изложение представляется заинтересованной об- щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа- ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ- ление общественности предварительного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном объеме.

Все предложения и замечания общественности, а также допол- нительная информация обобщаются, анализируются и использу- ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс- граничном контексте и национальная процедура предусматривают самое широкое участие общественности при подготовке материа- лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля- ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная с подготовки технического задания. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол- нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров- ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ- ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представля- ются сведения:

о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-

ности;

наименовании и адресе заказчика или его представителя;

примерных сроках проведения ОВОС;

органе, ответственном за организацию общественного обсуж-

дения;

предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу- шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча- ний и предложений;

сроках и месте доступности технического задания по ОВОС; иной информации.

Целью публикации в средствах массовой информации является предоставление общественности информации, характеризующей следуюшие ключевые вопросы:

применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае- мой деятельности на окружающую среду; достоверность представленных результатов ОВОС; полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. Дополнительное информирование участников процесса ОВОС может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации. Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной общественности и других участников процесса с момента его ут- верждения и до окончания.

Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ- ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:

применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча- емой деятельности на окружающую среду; достоверности представленных результатов ОВОС; полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу- шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:

информирования общественности о проекте намечаемой де- ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;

выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по- следствий реализации хозяйственных и иных решений;

поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот- вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на- мечаемой деятельности.

При необходимости информирования широких слоев населе- ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро- вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы Интернет.

Новой формой общественного обсуждения крупных градостро- ительных, транспортных и энергетических проектов служит про- ведение общественных судов (например, Водный суд).

В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин- формация о дате и месте их проведения, других формах обще- ственного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб- личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа- лизации принимаемого решения носят общенациональный харак- тер;

местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации. когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.

Заказчик должен сообщить всю информацию представителям заинтересованной общественности, которая может не располагать доступом к средствам массовой информации.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика и со- действии заинтересованной общественности. Все решения по уча- стию общественности оформляются документально. При этом за- казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де- ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру- ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла- сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва- ется представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика. Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва- риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Представление предварительного варианта материалов по ОВОС обшественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения обществен- ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа- ций письменных замечаний и предложений в период до принятия

решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности, документирование этих предложений в приложениях к ма- териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим замечаниям должна включаться информация об учете поступив- ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику, который представляет его на ГЭЭ.

Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи- мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.