logo
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

7.1. Антропогенез. Биосоциальная природа человека

Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Место в системе животного царства: класс млекопитающие, отряд приматы, семейство гоминиды, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид – Человек разумный (Homo sapiens).

Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Организм человека развивается по общим для всех живых видов законам. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории и доказал его происхождение от «ниже стоящих видов животных». Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом.

Самые древние предки человека возникли 5–8 млн. лет назад. Это произошло на юге, вероятно, в Восточной Африке. Поэтому первые из известных ныне гоминид получили название австралопитеки (от лат. australis – южный). Среди них 2–3 млн. лет назад выделился род человек (Нomo). Его первые представители – древнейшие люди, в том числе человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс. – 2 млн. лет назад). Им на смену пришли древние люди – неандертальцы (Homo neandertaliensis), исчезнувшие относительно недавно – примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40–50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы – прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид – человек разумный (Homo sapiens).

Движущими силами антропогенеза являются биологические и социальные факторы. Биологические факторы – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Социальные факторы – трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Для человека свойственны не только биологические, но социальные адаптации к условиям окружающей среды. Вне человеческого общества само формирование человека невозможно.

Таким образом, человек имеет биосоциальную природу. Он растет и развивается под воздействием двух про­грамм. Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она сформировалась в результате биологической эволюции, передается по наследству, ее материальным носителем яв­ляются хромосомы. Социальная программа – формиро­вание личности человека под влиянием окружающих его условий. Она сформировалась в результате развития чело­веческого общества, не передается по наследству. Соци­альную сущность человека составляют культура, образо­вание, мораль, совесть и т.п.

Вид Человек разумный (Homo sapiens), к которому относятся современные люди, в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас. В первом случае это европеоид­ная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная), во втором – ев­ропеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы. Расы появились в результате расселе­ния и географической изоляции, видимо, популяций нео­антропов, живших в разных природно-климатических условиях. С формированием социальных взаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюции человека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видового обособления. Различия между расами заключается в морфологичес­ких особенностях: цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и.т.д. Эти различия, скорее всего, связаны с адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Так, темная кожа не­гроидов предохраняла организм от ярких солнечных лу­чей, в шапке курчавых волос создаются воздушные про­слойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеои­дов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохра­няет от рахита, узкий выступающий нос способствует со­греванию вдыхаемого воздуха. Монголоидная раса харак­теризуется прямыми жесткими волосами, уплощенностью лица, уменьшающей возможность обморожения, сильно выдающимися скулами, наличием эпикантуса (складки в углу глаза) – адаптациями к суровому, с частыми пыле­выми бурями климату Центральной Азии.

О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом и психо­логическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению боль­ших высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возмож­ности скрещиваний с образованием плодовитого потомства