3.3.3. Транспорт
Деятельность различных видов транспорта: водного, железно- дорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного на- прямую связана с возможностью их негативного воздействия на поверхностные и грунтовые воды. И не случайно в этой связи, например, принята Рекомендация ХЕЛКОМ №17/1 от 13.03.96 по снижению выбросов именно от транспортного сектора.
Нарушение стабильности водных экосистем в результате попа- дания в водные объекты различных химических ингредиентов не-
минуемо ведет к их деградации и потере видового разнообразия. Повсеместная эвтрофикация2, загрязнение нефтяными отходами,
1 Изменения не всегда означают уменьшение (например, возле автозаправоч- ных станций биоразнообразие микробоценозов может возрастать)
2 Эвтрофикация — повышенная продуктивность («цветение») и вторичное орга- ническое загрязнение воды. Антропогенная эвтрофикация — результат избыточ- нного сброса биогенных питательных веществ (в основном, фосфора и азота) со сточными водами и поверхностным стоком, отличается от естественной высокой скоростью процесса.
отходами пластика водных объектов вдоль придорожных полос по ходу трасс является очевидным фактом, не требующим проведе- ния аналитических исследований. И здесь в качестве экспрессного метода оценки может использоваться такой интегральный показа- тель, как рН среды.
Если сравнивать различные виды транспорта по приоритетно- сти их вклада в загрязнение водных объектов, то, несомненно, водный транспорт для поверхностных вод является наиболее опас- ным, особенно при аварийных разливах нефтепродуктов. Автомо- бильный и железнодорожный транспорт также оказывает суще- ственное влияние на водные объекты, расположенные по ходу трасс. Речь идет и о химическом загрязнении, и о физических факторах воздействия. Также следует отметить, что загрязнение водных объек- тов происходит не только различными транспортными средства- ми, но и объектами транспортной инфраструктуры. Большой ущерб наносят судоремонтные, судостроительные, вагоноремонтные, вагоностроительные, шпалопропиточные и другие предприятия транспортной отрасли.
Известно, например, что железнодорожный транспорт являет- ся крупным потребителем воды. Она участвует в таких производ- ственных процессах, как обмывка и промывка подвижного соста- ва, охлаждение компрессоров и другого оборудования и т.д. Объем оборотного и повторного использования воды на предприятиях железнодорожного транспорта составляет около 30 %. Остальное сбрасывается в поверхностные водные объекты — моря, реки, озера и ручьи.
Загрязнение водоемов, находящихся в непосредственной бли- зости к объектам автотранспортного спортивного комплекса, про- исходит как непосредственно из стоков, содержащих нефтепро- дукты, синтетические моющие средства, тяжелые металлы и т.п., так и через выбросы отработанных газов и твердых частиц в возду- хе с последующим оседанием токсикантов в воду.
Вблизи аэропортов поверхностные воды загрязняются нефте- продуктами в основном за счет утечки жидкого топлива при за- правке самолетов, кроме того, при взлете и посадке в атмосферу выделяется определенное количество его жидких и газообразных продуктов сгорания, которые осаждаются в почве и водных объе- ктах.
При эксплуатации водоемов речным и морским транспортом также происходит их загрязнение. Сточные воды судов содержат хозяйственно-бытовые стоки и сухой мусор. Они являются источ- ником поступления в воду биогенных веществ, способствующих эвтрофикации водоемов. Источниками загрязнения являются так- же нефть и нефтепродукты. По данным статистики, ежегодно в навигационный период на акватории Финского залива происхо- дит не менее 10 случаев аварийного разлива нефтепродуктов. Зона
воздействия нефтяных пятен на биоценоз имеет радиус не менее 1,5— 2 км от эпицентра аварийного сброса. Водоемам может быть нанесен невосполнимый ущерб вследствие высокой чувствитель- ности живых организмов и растительности к нефтяному загрязне- нию, а также стойкости и токсичности этого загрязнения. Кроме того, на качество воды влияют также отработанные газы судовых двигателей.
Негативные проявления крупномасштабной трансформации окружающей среды сегодняшних дней диктуют необходимость поисков эффективных мер по снижению риска воздействия та- ких крупных техногенных источников, как автотранспортные ка- нналы интермодальных коридоров. Характерной особенностью та- кого экологически опасного пространства является возникнове- ние зон риска, связанных с ухудшением дальности видимости (дым- ки, туманы, смоги) и повышенной акустической нагрузкой. Имен- но здесь возрастает вероятность возникновения аварийных ситуа- ций и неблагоприятных последствий как для здоровья участни- ков автодорожного движения, так и проживающих в прилегаю- щей застройке.
В условиях территориально-пространственной изменчивости со- стояния окружающей среды обоснование направлений гибкого ин- вестирования капиталовложений в проектирование и последующее строительство во многом зависит от комплексной ЭО техногенных нагрузок на пересекаемые территории и формирования стратегии оптимизации среды с позиций экологической безопасности. При строительстве и эксплуатации магистральных трубопрово- дов и отводов от них основными воздействиями на окружающую среду являются нарушения грунтового, почвенного и лесного по- кровов. Строительство трубопровода сопровождается также изме- рениями дренажных путей грунтовых вод и перераспределением загрязненных токсикантами грунтов в пределах урбанизированных территорий (на расстоянии до 20 — 40 км от крупных промцент- ров). Как известно, ответственным моментом при прокладке тру- бопроводов являются переходы через водные преграды, организа- ция технологического и экологического мониторинга и вопросы пожарной безопасности. Кроме традиционной дюкерной проклад- ки трубопровода в подводной траншее, применяются высоко на- дежные переходы типа «труба в трубе» со щитовой проходкой и подземный переход под руслом рек (с использованием наклонно- го бурения большого диаметра).
Физико-механическое воздействие строительной техники в наи- болыпей степени затрагивает почвенный покров в полосе отчуж- дения, а инженерные мероприятия по прокладке траншей, ком- муникаций и насосных станций — и верхние горизонты покров- ных рыхлых отложений. Создание траншей и насыпей при этом дополнительно может приводить к нарушениям режима верхних
горизонтов подземных вод, особенно при залегании их в виде изо- лированных линз и наличии напоров.
Физико-химические воздействия в ходе строительства практи- чески отсутствуют, за исключением возможных протечек и разли- вов горюче-смазочных материалов.
В аварийных ситуациях основные воздействия на окружающую среду оказывают работы по ликвидации последствий: нарушение земель и загрязнение почв нефтепродуктами, повреждение дре- нажных систем, загрязнение поверхностных и подземных вод.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением