Определение основных целей и задач программы эа.
Постановка конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготови- тельных работлюбой программы ЭА. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по ре- зультатам ЭА.
Постановка конкретных целей и задач ЭА зависит от вида аудиторской программы, объ- екта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой про- граммы ЭА является развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологиче- ской деятельности:
производственный экологический контроль;
государственный экологический мониторинг;
государственный и общественный экологический контроль;
разработка территориальных экологических программ;
экологическое образование, просвещение и воспитание и др.
Конкретизация целей и задач программы ЭА может вестись как на качественном, так и на количественном уровне.
Типичными примерами качественных задач ЭА могут служить:
анализ фактической ситуации и разработка рекомендаций и предложений по сущест- венному уменьшению "видимого"
анализ фактической ситуации и разработка рекомендаций и предложений по повыше- нию степени контролируемости, организованности и регулируемости общего ВОС, отдель- ных его составляющих, источников и отходов;
разработка рекомендаций и предложений по повышению существующей эффектив- ности регулирования ВОС;
разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению количества чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ, используемых на данном предприятии или территории и т.п.
В задачах такого типа отсутствуют определенные количественные и временныепоказа- тели. Разработка рекомендаций и предложений ведется на качественном уровне, уровне соб- ственно аудиторских наблюдений и оценок с использованием специальных методов и средств.
Постановка и решение количественных задач в рамкахпрограмм ЭА безусловно влечет за собой необходимость получения дополнительных исходных данных, а также необходи- мость более глубокой проработки рекомендаций и предложений, включая соответствующие технико-экономические и эколого-экономические оценки. Хотя это и связано с большими затратами на проведение программы ЭА (например, вследствие привлечения дополнитель- ных специалистов), подобнаяформулировка задач в большинстве случаев являетсяболее по- нятной и предпочтительной для заказчиков программы.
Типичными примерами количественных задач ЭА являются:
анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьше- нию количества выбросов (сбросов, отходов) по определенным загрязняющим веще- ствам на Х т/год (или У%) по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьше- нию удельных выбросов (сбросов, отходов, образования загрязняющих веществ, ис- пользования ресурсов) конкретных веществ на определенную величину к определен- ному времени;
анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по достиже- нию конкретных величин нормативов (лимитов) выбросов, сбросов, размещения от- ходов, использования ресурсов к определенному времени в целом по предприятию или по отдельным производствам, загрязняющим веществам, источникам воздействия на окружающую среду и отходам.
И качественнои количественно выраженные задачи любой программы ЭА должны отве- чать следующим требованиям:
иметь достаточно определенную и конкретную формулировку;
-легко восприниматься членами группы ЭА и заказчиком программы;
-учитывать сложившиеся социально-экономические и экологические приоритеты как на локальном, так и на территориальном уровнях;
обязательно учитывать фактическую экономическую ситуацию и особенности ее раз- вития на различных уровнях.
Формирование группы ЭА.
Эффективность любой программы ЭА, начиная с предварительного определения основ- ных целей и задач, в значительной степени будет зависеть от квалификации привлекаемых к работе специалистов.
Формирование группы ЭА лучше всего начинать с подбора руководителя - Руководительгруппы должен иметьспециальную подготовку в области промышленнойэко- логии, экологического аудирования, оценки воздействия на окружающую среду и экологиче- ской экспертизы. Необходимая квалификация достигается здесь в первую очередь за счет практического опыта и требует периодической аттестации. Именно специалисты по про- мышленной экологии в первую очередь способны к организации аудиторской деятельности.
Другим обязательным участником группы ЭА становится ответственный представи- тель заказчика -специалист в области государственного или производственного экологиче- ского контроля (например, руководитель или ведущий инженер экологической службы предприятия, территориальной администрации).
Дальнейшее формирование группы и ее численность будут зависеть от определения и конкретизации основных целей и задач программы. В целом группа ЭА должна быть не- большой, хорошо организованной и высокопрофессиональной, а также пользоваться автори- тетом, безусловной поддержкой и пониманием со стороны заказчика программы. Основные и дополнительные направления профессиональной подготовки специалистов для работы в группах ЭА промышленного производства показаны в табл.3. В ряде случаев в группы ЭА могут привлекаться специалисты ипо другим конкретным направлениям (например, здраво- охранения, токсикологии, биологии, биогеохимии, социологии и т.д.).
Таблица . 3 Основные и дополнительные направления профессиональной подготовки специалистов для работы в группах ЭА.
Cпециальные знания
Основные функции
Промышленная экология, в т.ч. мониторинг, контроль и управление источниками воздей- ствия на окружающую среду и отходами; ОВОС; экологическая экспертиза, аудирова- ние и контроль
Формирование группы ЭА и организация ее работы; определение целей и задач програм- мы ЭА; оценка и организация основных ис- ходных данных; определение объектов ЭА; планирование программы ЭА; работа на объекта ЭА; организация, анализ и оценка полученных данных; разработка рекоменда- ций и предложений; представление резуль- татов; участие в дальнейшем использовании материалов
Производственный экологический кон- троль, в т.ч. локальные системы мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; основная технология, как ис- точник выделения загрязняющих веществ и образования отходов; системы регулирования воздействия на окружающую среду;локаль- ные системы экологического контроля и управления; экологическая отчетность пред- приятия.
Определение целей и задач программы ЭА; обеспечение получения основных и допол- нительныхисходныхданных; работа на объ- ектах ЭА; подготовка проекта заключения; анализ возможностей использования мате- риалов программы ЭА; участие в дальней- шем использовании материалов ЭА
Государственный экологический контроль, в т.ч. государственная система экологического мониторинга, включая мониторинг источни- ков воздействия на окружающую среду и от- ходов; территориальные системы экологиче- ского контроля и управления; территориаль- ные экологические программы; экологическое планирование; нормативно-техническая доку- ментация в области экологического контроля.
Определение целей и задач программы ЭА; обеспечение получения основных и допол- нительныхисходныхданных; работа на объ- ектах ЭА; подготовка проекта заключения; анализ возможностей использования мате- риалов программы ЭА; участие в дальней- шем использовании материалов ЭА.
Техника и технология защиты окружаю- щей cреды,в т.ч. процессы и аппараты, техно- логические регламенты, проектирование, экс- плуатация конкретных систем очистки сточ- ных вод, отходящих газов, размещения , лик- видации, использования, переработки или за- хоронения отходов.
Работа на объектах ЭА; анализ и оценка ос- новных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА
Технология основных производств, в т.ч. процессы и аппараты, технологические регла- менты, эксплуатация основных производств.
Работа на объектах ЭА; анализ и оценка ос- новных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА.
Природоохранительное законодательство, экономика природопользования,
в т.ч. федеральное и территориальное приро- доохранительное законодательство; террито- риальные экологические нормы и требования; определение лимитов и платежей за использо- вание ресурсов,выбросы, сбросы,размещение отходов; эколого-правовая и эколого- экономическая ответственность.
Анализ и оценка основных данных програм- мы ЭА с точки зрения соответствия дейст- вующему законодательству; разработка ре- комендаций и предложений; участие в даль- нейшем использовании материалов про- граммы ЭА.
Cпециальные знания
Основные функции
Мониторинг состояния окружающей cреды, в т.ч. методы наблюдения за состояни- ем окружающей среды; оценка и прогноз со- стояния окружающей cреды; оценка экологи- ческих рисков; государственная система мо- ниторинга состояния окружающей среды; нормативная документация в области монито- ринга состояния окружающей cреды.
Работа на объектах ЭА; анализ и оценка ос- новных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА.
.Планирование программы экологического аудирования.
Этап планирования программы экологического аудирования можно представить в виде следующих стадий:
предварительный сбор, обобщение и организация исходныхданных по основной эко- логической документации предприятия;
анализ исходных данных,определение основных объектов аудирования, методик про- граммы и критериев оценок;
формирование собственно программы ЭА.
Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке.
Предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных.
Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования, а также соответствующая их оценка, представляют собой одну из наиболее важных стадий программы ЭА в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) на- коплены значительные массивы данных о воздействиина окружающую среду, состоянии ок- ружающей среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако, в большинст- ве случаев использование этих данных крайне затруднительно в силу их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, несопоставимости, отсутствия обоб- щения и систематизации, крайне неудобной формы представления в виде пространных таб- лиц и описаний. Часто, в силу указанных причин, официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воз- действия на окружающую среду) бывает крайне неопределенной.
Учитывая отмеченные особенности, предварительный сбор и обобщение основных ис- ходных данных для последующей оценки фактического воздействия на окружающую среду, разработки эффективных рекомендаций и предложений по изменению воздействия должны
быть в значительной степени формализованы (вплоть до согласования исходных данных за- казчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия или территории по рассматриваемым вопросам. Иными словами, формирование той информационной базы, на основе которой и осуществляются в дальнейшем оценки и рекомендации.
Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных про- граммы ЭА может использоваться т.н. метод "анкетирования".
В качестве основных исходных данных программы ЭА рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей доку- ментации. Все случаи отсутствия необходимыхданных или их разночтений специально ого- вариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данныхдают возмож- ность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы ЭА.
Для формирования основных исходных данных программ ЭА могут использоваться сле- дующие документы:
экологические паспорта предприятий;
тома ПДВ и ПДС;
паспорта водного хозяйства;
экологическая статистическая отчетность за несколько лет;
справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов за несколько лет;
акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за несколько лет;
данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;
лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;
территориальные экологические программы и планы;
проекты районной планировки;
производственные планы мероприятий по охране окружающей среды за несколько лет и справки о их фактическом выполнении;
справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции за несколько лет;
существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных техно- логий и оборудования;
проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;
существующиеэкологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картогра- фические материалы (см. прил.2).
Основной этап программы экологического аудирования.
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредствен- но на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:
определение маршрутов и проведение “обзорных” туров по объектам аудирования;
ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;
уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.
Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы ЭА, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (раз- работки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окру- жающую среду.
Для получениямаксимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объек- тах должнабыть тщательно спланированаи хорошо организована. При этом следуетиметь в виду, как правило, чрезвычайную сложность объектов аудирования:
большие размеры промышленных площадок,
разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий,
множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса,
большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения,
преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду,
разнообразие технологических и технических средств регулирования ВОС,
плохую организацию производства и экологической службы,
низкую квалификацию персонала и т.д.
Заключительный этап программы экологического аудирования
включает следующие стадии:
анализ и оценка полученных данных;
привлечение дополнительных специалистов в группу ЭА в случае необходимости;
разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы ЭА;
организация данных программы;
представление данных программы ЭА и анализ возможностей их использования со- вместно с заказчиком программы и другими заинтересованными лицами;
подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;
участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам про- граммы ЭА.
Организация, анализ и оценка данных программы ЭА.
Общие методические рекомендации по организации, анализуи оценке данных програм- мы ЭА промышленного производства включают:
составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов при- оритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенноговодного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с терри- тории промышленной площадки;
описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников ВОС (включая неорганизованные, залповые, аварийные и "ночные" источники) и отходов обяза- тельно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких харак- теристик!) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов;
анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регули- рования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью;
описание, анализ и оценку эффективности существующей системыпроизводственно- го экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздейст- вия на окружающую среду и отходов;
формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы при- оритетов в области изменения воздействия на окружающую среду, использования ресурсов, состояния ОС (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетныеисточники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности);
определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся необратимыми изменениями ОС в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, су-
щественными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями приро- доохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источника- ми воздействия на окружающую среду;
представление данных программы ЭА на экологических ситуационных планах и кар- тах-схемах.
Использование материалов программы экологического аудирования.
Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации программы экологическо- го аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий:
авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
участие членов группы в разработкеи реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования;
участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разра- ботанных с использованием или на основе материалов программы ЭА;
организация и проведение повторныхпрограмм ЭА по фактическим результатам дея- тельности;
развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.
Дальнейшее использование материалов программы ЭА в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как само- стоятельно, так и с привлечением специалистов из группы ЭА.
Самостоятельное использование заказчиком материалов ЭА может проводиться пу- тем:
формирования конкретных программ и направлений деятельности;
непосредственного включения предложений в планы текущих природоохранных меро- приятий; это в первую очередь относится к предложениям, не требующим существенных до- полнительных затрат;
формирования на основе полученных материалов заданий и исходных данных на раз- работку ТЭО и проектов;
формирования на основе полученных материалов технических заданий на выполнение дополнительных разработок (исследовательских, опытных, конструкторских и т.д.);
использования полученных материалов при разработке разделов ОВОС, проведения общественной и государственной экологической экспертизы отдельных проектов;
использования полученных материалов при разработке различной экологической, нор- мативно-технической и отчетной документации.
Последующее использование материалов программы ЭА с привлечением специалистов - членов группы аудирования возможно по следующим направлениям:
авторский надзор и консультирование в процессе реализации конкретных рекоменда- ций и предложений, разработанных в рамках программы ЭА;
непосредственное участие специалистов в разработке, обосновании и реализации кон- кретных проектов и программ с использованием или на основе материалов ЭА;
участие в проведении экологических экспертиз (ведомственных, общественных, госу- дарственных) плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных с использо- ванием или на основе материалов ЭА;
участие в организации и проведении повторных программ ЭА пофактическим резуль- татам деятельности;
участие в разработке и реализации программ общего, специального и дополнительного профессионального экологического образования.
Разработка и реализация повторных программ ЭА является желательным, а длясложных объектов необходимым условием достижения реальных очевидных результатов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основные возможности повторного аудирования заключаются в дальнейшем развитии и повышении эффективности экологической деятельности предприятия или территории в зависимости от фактически достигнутых результатов, сравниваемыхс поставленными целями и задачами, а также в перераспределении и концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных на- правлениях деятельности и отдельныхрешениях. Следует отметить и тообстоятельство, что методы оценок в ЭА во многом носят экспертный характер. Повышение их объективности, как и развитие деятельности в области аудирования в целом, зависит от практического ис- пользования материалов программи проведения повторных аудитов по достигнутымрезуль- татам деятельности.
Необходимость повторного ЭА, помимо общей сложности объектов и задач аудирова- ния, определяется крайне нестабильными на сегодня для Российской Федерации условиями развития природоохранной деятельности, зависящими в том числе от:
изменений номенклатуры и объемов выпуска продукции;
изменений потребления природных ресурсов, сырья и материалов;
изменений основных технологий;
изменений социально-экономической и политической ситуации, как на федеральном, так и территориальном уровнях;
изменений общественного мнения;
изменений экономического механизма природопользования, в том числе на территори- альном уровне;
-изменений законодательства, нормативно-технической документации, в том числе на территориальном уровне;
-развития и повышения эффективности государственного территориального мониторин- га источников воздействия на окружающую среду и отходов;
изменений систем государственного экологического контроля и управления;
развития общественного экологического контроля;
изменений нормативов воздействия на окружающую среду и состояния окружающей среды, в том числе на территориальном уровне;
расширения эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;
выявления дополнительных данных о нежелательных изменениях окружающей среды и последствиях этих изменений.
Среди специфических задач повторных программ ЭА можно выделить следующие:
анализ и оценка степени реализации рекомендаций и предложений, разработанных в рамках предыдущей программы ЭА;
анализ и оценка основных результатов и "провалов" в экологической деятельности предприятий или территорий за время прошедшее с момента реализации предыдущей про- граммы ЭА; здесь чрезвычайно важна количественная оценка результатов, которая значи- тельно легче и эффективнее воспринимается администрацией предприятий, территориаль- ными органами экологического контроля и управления, общественностью и населением;
разработка конкретных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию эко- логической деятельности с учетом достигнутых результатов, а также в связи с достигнутым уровнем развития конкретных производств и территории в целом.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное
- 243365, Брянская обл., Выгоничский р-н, с. Кокино, ул. Советская 2а.
- Министр а. Фурсенко рабочая программа по дисциплине «оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза»
- Цели и задачи дисциплины:
- Содержание дисциплины:
- 2.1. Извлечение из гос впо сп. 280101.65
- Разделы дисциплины, виды занятий и распределение часов
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Организационно-правовые основы экологической экспертизы (ээ) и оценки воздействия на окружающую среду (овос).
- Раздел 3. Методология и общие принципы проведения экологической оценки
- Раздел 4. Экологическая оценка инвестиционных проектов
- Раздел 5. Разработка раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации при строительстве и реконструкции объектов
- Раздел 6. Экологическая экспертиза проектных материалов
- Раздел 7. Экологическая экспертиза производственного объекта, технологии, новой техники.
- Раздел 8. Оценка эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий
- Раздел 9. Экологический аудит
- Раздел 10. Сертификация по экологическим требованиям
- Раздел 11. Экологическая оценка территорий
- Раздел 12. Экспертиза социально-экономических программ развития региона и территориально-промышленных комплексов
- Практические занятия
- 2.5. Самостоятельная работа студентов
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 4.1. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 4.2. Курсовые работы
- 4.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины
- Основные виды задач, которые предлагается решить студентам
- В в е д е н и е
- Экспертиза проектов: история становления, процедуры
- 1.1.Становление и развитие экологического проектирования, процедур овос и экологи- ческой экспертизы
- 1.2.Процедуры овос, эо, ээ и эа в системе экологического управления
- Исследование – обоснование – проектирование - экспертиза - решение о реализации – строительство – приемка - эксплуатация объекта - его расширение – модернизация – ликвидация.
- Природно-технические системы и овос
- Процессы, вызывающие негативные последствия в окружающей среде.
- 2 . М е т о д ы о в о с
- 2.1.Методы оценки экологических последствий
- Методы экологической оценки технологии
- Нормирование качества окружающей среды
- 3. Экологическая оценка инвестиционных проектов
- .Цели и задачи экологической оценки инвестиций
- Процедуры экологической оценки инвестиционных проектов (ип)
- 3.3. Экологические риски реализации ип
- 4 . Э к о л о г и ч е с к и й а у д и т
- Экологическое аудирование как вид экологической деятельности.
- Обязательный экологический аудит проводится:
- Обязательный экологических аудит может также проводится по решению:
- Классификация программ экоаудита.
- Обобщенная процедура программы экоаудита.
- Определение основных целей и задач программы эа.
- Практические
- Занятия
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- Глоссарий