7.8. Основные формы рельефа Земли
Материки и океаны – основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.
Материк – это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и обладающая общностью солевого состава. Мировой океан делится материками на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Поверхность Земли составляет 510 млн. км2. На долю суши приходится всего 29 % площади Земли. Все остальное – Мировой океан, то есть 71 %.
Горы и равнины, так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины – в результате разрушения гор.
Равнины – обширные участки с относительно ровной поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность – самая большая на Земле, а также Индо-Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря, – это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно-Европейская равнина.
На высотах 200–500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м – плоскогорья и нагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское,
Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно-Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.
Горы – участки земной поверхности, значительно приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м и сильно расчлененные. Горы считаются низкими, если их высота – от 500 до 1000 м; средними – от 1000 до 2000 м и высокими – свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.
Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа – тектонические – образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил (эрозионные формы).
Горы различаются не только по высоте, но и по форме (табл. 7.3). Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, горы Кавказа.
Выделяют горные пояса, например Альпийско-Гималайский, и горные страны, например Памир.
Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.
Таблииа 7.3
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.2. Естествознание – комплекс наук о природе
- 1.3. Методы естественнонаучных исследований
- Тема 2. Лекция
- 2.1. Материя и ее свойства
- 2.2. Фундаментальные взаимодействия
- Характеристики фундаментальных взаимодействий
- 2.3. Тепловое излучение. Рождение квантовых представлений
- 2.4. Гипотеза де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме свойств частиц
- 2.5. Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда
- 2.6. Теория Бора для атома водорода. Постулаты Бора
- 2.7. Атом водорода в квантовой механике
- 2.8. Многоэлектронный атом. Принцип Паули
- 2.9. Квантово-механическое обоснование Периодического закона д. И. Менделеева
- 2.10. Основные понятия ядерной физики
- 2.11. Радиоактивность
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения
- 3.2. Законы сохранения
- 3.3. Принципы современной физики
- 3.4. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм
- 3.5. Специальная теория относительности (сто)
- 3.6. Начала термодинамики. Представления об энтропии
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
- 4.2. Химический элемент. Строение атома. Периодический закон
- 4.3. Химическое соединение, химическая связь
- 4.4. Химическая реакция, ее скорость, кинетика и катализ, биокатализаторы
- 4.5. Взаимосвязь химического строения и структуры неорганических и органических соединений
- 4.6. Эволюционная химия – отбор химических элементов во Вселенной
- 4.7. Концептуальные системы химических знаний
- Тема 5. Лекция
- Определения и терминология
- Тема 6. Лекция
- 6.1. Общие представления о Вселенной
- 6.2. Галактики
- 6.3. Звезды
- 6.4. Солнечная система
- Тема 7. Лекция
- 7.1. Форма и размеры Земли
- 7.2. Космические ритмы
- 7.3. Зональные комплексы
- 7.4. Комплексные природные зоны
- 7.5. Понятие о литосфере
- 7.6. Геологическое летосчисление
- Геохронологическая шкала
- 7.7. Рельефообразующие процессы
- Описание разрушений во время землетрясения и их соответствие баллам по шкалам Меркалли и Рихтера
- 7.8. Основные формы рельефа Земли
- Классификация форм рельефа по их размерам
- 7.9. Минеральные ресурсы литосферы
- Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа
- 7.10. Гидросфера
- 7.11. Атмосфера
- 7.12. Общие представления о географической оболочке
- Тема 8. Лекция
- 8.1. Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
- 8.2. Симметрия и асимметрия в природе
- 8.3. Самоорганизация природы (понятие синергетики)
- 8.4. Основные свойства самоорганизующихся систем Открытые системы
- 8.5. Представление о жизни в современном естествознании
- 8.6. Структурные уровни организации живой материи
- Обзор царств организмов и некоторых важных подгрупп (по 3. Брему и и. Мейнке, 1999)
- 8.7. Гипотезы происхождения жизни
- 8.8. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни на Земле
- 8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
- Возникновение и распространение организмов в истории Земли (по з. Брему и и. Мейнке, 1999 г.)
- 8.10. Основы генетики История возникновения генетики
- Тема 9. Лекция
- 9.1. Биосфера, ее структура и функции
- 9.2. Живое вещество как системообразующий фактор биосферы
- 9.3. Биосфера – экосистема планетарного масштаба
- 9.4. Принципы устройства биосферы
- 9.5. Превращение биосферы в ноосферу
- Тема 10. Лекция
- 10.1. Происхождение человека
- 10.2. Сходство и отличие человека и животных
- 10.3. Стадии эволюции человека
- 10.4. Соотношение биологического и социального в человеке
- 10.5. Здоровье человека. Демографические проблемы
- 10.6. Работоспособность и творчество
- Тема 11. Лекция
- 11.1. Задачи, методы экологии как науки
- 11.2. Среды жизни, экологические факторы
- Сравнительная характеристика сред жизни и адаптации к ним живых организмов
- 11.3. Современные экологические проблемы
- 11.4. Загрязнение окружающей среды
- 11.5. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека
- 11.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 11.7. Экологическое образование