logo
УМК ОВОС и ЭЭ

1.1.Становление и развитие экологического проектирования, процедур овос и экологи- ческой экспертизы

Освоение сырьевых ресурсов, пространственных, энергетических, биоресурсов всегда сопровождалось изменениями в окружающей среде: нарушением ландшафта, нарушением видового разнообразия, бури, разрушения зданий, обвал, затопление и т.д.

В 1970 году в США бал принят акт «О национальной политике по охране окружающей среды» (NEPA). В нем рекомендовалось учитывать при принятии крупных решений эколо- гические последствия планируемой деятельности. Принятию таких решений должно пред- шествовать составление «Декларации о экологических последствиях» (EIA).

В документах NEPA были заложены методологические предпосылки проведения проце- дуры «оценка воздействия при проектировании среды обитания, планировании и принятии решений путем использования системного междисциплинарного подхода и интеграции ес- тественных и общественных навыков».

По мере внедрения этих документов появилась необходимость участия общественности при составлении EIA и были сформулированы следующие требования:

    1. всесторонние исследования и выявления ожидаемых экологических последствий, аль- тернатив предлагаемой деятельности;

    2. возможность использования EIA при принятии решений по проекту;

    3. доступность EIA для замечаний заинтересованных сторон, в том числе населения;

С начала 80-х годов началась работа над «Общеевропейским законом об оценке воздей- ствия на окружающую среду».

Он был оформлен в виде директивы европейского сообщества 3 июня 1985 года. В при- родоохранные законодательства стран сообщества были внесены соответствующие измене- ния.

В 1991 году в Финляндии 30 стран, в том числе и СССР, подписали «Конвекциюо про- ведении экологической оценки проектов», которые могут иметь трансграничные экологиче- ские последствия.

В России учет влияниячеловеческойдеятельности на окружающую среду рассматривал- ся в работах естествоиспытателей ещё в конце XIX века.

При формировании плана электрификации России проводился учет экологических по- следствий, его реализация, в частности определялась оптимальная высота плотины Волхов- ской ГЭС, при которой бы не произошло снижение продуктивности лугов. С этой целью специальные исследования в районе будущих водохранилищ.

До конца 70-х годов экономическое обоснование могло присутствовать в технико- экономическом обосновании (ТЭО). Контроль за этим осуществлялся ведомственными экс- пертизами.

Первым документом юридически оформленным стало «Постановление» ЦКППСС и Со- вета Министров СССР от 1 декабря 1978 года, в котором было рекомендовано внедрение в практику народно-хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охра- ны природы (ТерКСОП).

В 1985 году Госстроем СССР были приняты строительные нормы и правила(СНиП), по которым требовалась обязательная оценка состояния окружающей среды и экосистем в рай- оне предполагаемого строительства и прогноз воздействия на них со стороны проекта.

Поэтому 1985 год считается годом рождения процедуры ОВОС – охрана воздействия на окружающую среду.

В настоящее время эта процедура законодательно закреплена в ФЗ «Об охране окру- жающей среды» 2002 года, «Об экологической экспертизе» 1995 года и в Постановлении

«Обоценкевоздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду».