5. . Какой вклад в развитие экологии внесли ученые древнего мира
. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях "Махабхарата" (VI-II вв. до н.э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н.э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.
5
Гераклит Эфесский
В трудах ученых античного мира - Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. - были сделаны дальнейшие обобщения экологических фактов.
Аристотель в своей "Истории животных" описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этапразвития науки - накопление фактического материала и первый опыт его систематизации. Теофраст Эрезийский (372-287 гг. до н.э.) описал влияние почвы и климата на структуру растений, наблюдаемое им на огромных пространствах Древнего Средиземноморья. В работах философа впервые было предложено разделить покрытосеменные растения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. К этому периоду относится знаменитая "Естественная история" Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.).
В Средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли Бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения. Большинство же сведений имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав (Разес, 850-923 гг.; Авиценна, 980-1037 гг.), культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далеких стран (Марко Поло, XIII в., Афанасий Никитин, XV в.).
Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, 1193- 1280 гг.). В своих книгах о растениях он придает большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет "солнечному теплу", рассматривал
причины "зимнего сна" у растений, размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.
Крупными сводами средневековых знаний о живой природе являлись многотомное "Зеркало природы" Венсена де Бове (XIII в.), "Поучение Владимира Мономаха" (XI в.), ходившие в списках на Руси, "О поучениях и сходствах вещей" доминиканского монаха Иоанна Сиенского (начало XIV в.).
Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики - А. Цезальпин (1519-1603), Д. Рей (1623-1705), Ж. Турнефор (1656-1708) и др. утверждали о зависимости растений от условий произрастания или возделывания, от мест их обитания и т.д. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли "историей" жизни животных. Известный английский химик Р. Бойль (1627- 1691) первым осуществил экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
. Краткая история развития. Роль А.Гумбольда, Ж.Ламарка, К.Линнея, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина, Э.Геккеля, А.Тенсли, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского в становлении экологии. Краткая история развития: 1) (до 60-х гг.XIXв.) зарождение и становление экологии как науки; 2)( после 60-х гг.XIXв.) оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний; 3)( 50-е гг.XXв. – по наст.) превращение экологии в комплексную науку, включ. В себя науки об охр. природн. и окруж. среды. А.Гумбольдт (1769-1859) – заложил основы биогеографии. Ж.Ламарк – «Философия зоологии» - теория эволюции живого мира К.Линней – создал таксономическую систему животных и растений. К.Ф.Рулье – заложил основы экологии животных.
Ч.Дарвин - книга о происхождении видов, путем естественного отбора.
Э.Геккель – предложил термин «экология».
А.Тенсли – ввел понятие экосистема.
В.В.Докучаев – термин «биоценоз».
В.И.Вернадский – создал учение о биосфере
- 2.Структура современной экологии
- 3. Этапы исторического развития экологии как науки. Какова роль отечественных ученых в ее становлении и развитии?
- 5. . Какой вклад в развитие экологии внесли ученые древнего мира
- 6.Чем отличается биоцентрическое и антропоцентрическое мировозрение в экологии?
- 7. . Каковы основные причины конфликта между обществом и природой в современных условиях?
- 10 Какие существуют классификации экологических факторов?
- II. По происхождению
- III. По расходованию
- IV. По направленности
- 11. .Что такое лимитирующие факторы?
- 13. Что такое витальные и сигнальные факторы?
- 14. Как гласит закон экологической толерантности, когда и кем он был сформулирован?
- 15. Что такое экологическая ниша?
- 16. Что такое экологическая диверсификация?
- 17. . Как гласит принцип конкурентного исключения (принцип Гаузе)?
- 18. Что изучает демэкология
- 19. Что такое популяция и какими свойствами обладают популяции?
- 20. . Какие существуют показатели популяции?
- 21. . Что относятся к динамическим показателям популяции?
- 22. Что относятся к статическим показателям популяции?
- 23 . Какие факторы влияют на рост численности популяций?
- 25. Что такое экосистема?
- 26. . Что изучает синэкология?
- Основные компоненты экосистемы [править]
- 28. Что такое гомеостаз экосистемы
- 45. Круговорот серы
- Классификация природных ресурсов по исчерпаемости
- Экономическая классификация природных ресурсов
- 2.Солнечная энергия
- 3.Ветровая энергия
- 4.Энергия воды
- Направления альтернативной энергетики [править] Альтернативный источник энергии [править]
- Классификация источников [править]
- Мускульная сила человека [править]
- Роль зеленых растений в природе и жизни человека в природе:
- В жизни человека:
- Факторы внешней среды и их влияние на живые организмы
- Особо охраняемые природные территории Казахстана
- Заповедники [править]
- Национальные парки [править]
- Резерваты [править]
- Заказники [править]
- Заповедные зоны [править]
- Памятники природы [править]
- Ботанические сады [править]
- Зоопарки [править]
- 61. . Основные цели создания особо охраняемых объектов
- 68. . Какие факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека, являются абиотическими?
- 69. Предмет и задачи медицинской экологии
- 73 Что такое фактор риска? в чем его отличие от фактора здоровья? фактор риска
- 74.. Группы факторов риска. Охарактеризуйте их
- Классификация миграционного движения [править]
- Причины миграции [править]
- 82 3.1.10. Факторы рождаемости
- 87 Озон в атмосфере. Озоновый слой - ультрафиолетовый щит Земли
- История термина [править]
- Химические реакции [править]
- Экологические и экономические последствия [править]
- [Править]Влияние на здоровье людей
- [Править]Влияние на окружающую среду
- 91 Защита атмосферного воздуха от загрязнения
- 93 Водные ресурсы
- 96 Эвтрофикация водоемов
- 100 Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
- Оборотное водоснабжение
- Замкнутый цикл водопользования