Работоспособность. Стадии работоспособности.
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.
Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от: - инженерно-психологических - гигиенических характеристик - средств (орудий) - содержания - условий и организации конкретной деятельности - системы психолого-физиологического прогнозирования - формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов. Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Уровень работоспособности отражает: 1) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы 2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда. Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.
В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний. Динамика работоспособности имеет несколько стадий: Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия. Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда. Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.
Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают: - текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов - срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы - отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы - медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.
3. Утомление Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности. Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения. Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности. Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.
- Оглавление
- Стандарты качества природной среды.
- Работоспособность. Стадии работоспособности.
- Основные направления негативного воздействия на окружающую среду.
- Шум. Методы защиты от шума.
- 5. Системный анализ безопасности.
- 6. Свойства дисперсных систем. Классификация способов улавливания пыли.
- 7. Производственное освещение
- 8. Структуры управления безопасностью труда в рф.
- 9. Функции управления бжд. Средства управления бжд.
- 10. Оценка воздействия объекта на окружающую среду (овос). Общие положения.
- 11. Количественные и качественные характеристики освещенности. Методы расчета.
- 12. Методические подходы при определении риска. Управление риском.
- 13 Основные положения теории риска. Квантификация риска.
- 14 Защита атмосферы от загрязнений. Последствия загрязнения атмосферы.
- 15 Основы теории горения веществ.
- 16. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций
- 17. Понятие об управлении бжд. Системный подход в управлении.
- 18. Водные ресурсы. Виды водоохранных мероприятий.
- Виды водоохранных мероприятий.
- 19. Обеспечение электробезопасности.
- 20. Анализаторы человека, их составные части. Основные характеристики анализаторов.
- 21. Основы психологии безопасности труда.
- 22. Психология безопасности труда.
- 23. Требования к качеству воздуха производственных помещений. Методы контроля.
- 24. Классификация химических веществ по характеру действия на организм. Средства защиты.
- 25. Экологическая нагрузка на почву. Загрязнение почв.
- 26. Методы анализа (априорный и апостериорный)
- 27. Кислотные осадки. Причины образования, методы защиты
- 28. Электромагнитные поля. Их действие на человека и принципы гигиенического нормирования
- 29. Защита водных ресурсов от воздействия производственных объектов
- 30. Защита водной среды от загрязнений. Методы очистки стоков
- 31. Эргономика: информационная и биофизическая виды совместимостей.
- 32. Эргономика: энергетическая, пространственно - антропометрическая и технико-эстетическая совместимости.
- 33. Радиоактивные материалы. Их опасность
- 34. Предельно допустимые выбросы (пдв). Временно согласованные выбросы (всв).
- 35. Система стандартов безопасного труда (ссбт). Аттестация рабочих мест.
- 36. Эргономика как наука. Функционирование системы (виды совместимостей).
- 37. Характер взаимодействия человека и окружающей среды. Концепция охраны окружающей среды.
- 38. Вибрация. Методы защиты от вибрации
- 39. Травматизм и заболеваемость на производстве. Страхование от н.С. И рофзаболеваний.
- 40. Параметры надежности узлов системы.
- 41. Государственная экологическая экспертиза
- 42. Тяжесть и напряженность труда.
- 43. Концепция приемлемого риска
- 44. Классификация, причины образования и накопления техногенных образований.
- 45. Естественные и техногенные опасные и вредные факторы среды обитания человека.
- 46. Защита природной среды от загрязнений. Механизмы управления.
- 3.3 Мероприятия по защите окружающей среды
- 3.3.1 Пути снижения загрязнения среды обитания
- 3.3.2 Борьба с загрязнениями в месте их образования
- 3.3.3 Выбор экологически чистых технологий и оборудования
- 3.3.4 Устройство санитарно-защитных зон
- 3.3.5 Наиболее распространенные способы и аппараты по очистке
- 47. Факторы, определяющие степень поражения человека электрическим током.
- 48. Глобальные экологические последствия загрязнения природной среды.
- 49. Причины и последствия. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.
- 50. Защита воздушной среды от загрязнений. Методы очистки выбросов.
- 51. Основные требования к освещению производственных помещений. Основные светотехнические понятия.
- 52. Производственный травматизм. Причины, методы анализа
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- 2 Вида расследования:
- Методы анализа травматизма.
- 53. Номенклатура, таксономия опасностей
- 54. Предельно допустимые концентрации (пдк). Методы обеспечения качества воздуха.
- 55. Эвакуация персонала в условиях чс.
- 56. Анализаторы человека. Адаптационные способности организма. Взаимозависимость работы анализаторов.
- 57. Принципы и методы обеспечения безопасности (гомосфера, ноксосфера).
- 58. Порядок определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды.
- 59. Условия труда. Факторы, определяющие условия труда.
- 60. Общие требования к размещению площадок промпредприятий.
- 61. Микроклимат производственных помещений и его нормирование.
- 62. Понятие об опасности. Опасные и вредные производственные факторы. Их классификация.
- 63. Антропогенные факторы, их воздействие на биосферу.
- 64. Организационно - правовые аспекты безопасности труда.
- 65. Организационно- правовые основы безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ссбт).
- 66. Содержание, цели и задачи курса.