2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
Всемирный банк в порядке эксперимента приступил к эколо- гическому сопровождению финансируемых им проектов в начале 70-х гг. XX в. Он стал первой из финансовых организаций, которая
практиковала анализ и отбор проектов по сопряженным с ними экологическим последствиям и использовала ЭО для принятия решения по предоставлению займов.
В связи со случаями финансирования Всемирным банком про- ектов, которые, как оказалось, имеют негативные экологические последствия, к 1984 г. экологическое сопровождение стало обяза- тельным условием для всех проектов, связанных с воздействием на окружающую среду. Сотрудникам было дано указание уделять особое внимание оценке тех экологических эффектов каждого про- екта, которые являются потенциально необратимыми. Кроме того, проводимая Всемирным банком политика требовала, чтобы про- екты с серьезными негативными последствиями для окружающей среды при отсутствии компенсирующих мер отклонялись от фи- нансирования.
В 1989 г. требования по экологическому сопровождению финан- сируемых Всемирным банком проектов были сформулированы в специальном документе, определяющим порядок ЭО всех проек- тов, которые могли оказывать значительное воздействие на окру- жающую среду. Этим документом сотрудникам Всемирного банка было вменено в обязанность рассматривать и классифицировать все предполагаемые займы по категориям в зависимости от серь- езности потенциальных экологических проблем, выявленных на стадии технико-экономического обоснования.
Разработанная методика ЭО оказалась ценным инструмен- том для выявления присущих данному проекту экологических проблем, а также для поиска средств их решения или смягчения. Требования Всемирного банка к экологическому сопровожде- нию инвестиционных проектов во многом аналогичны подхо- дам МБРР и Международной ассоциации развития (МАР) и очень близки к требованиям Международной финансовой кор- порации (МФК).
С целью выделения важнейших потенциальных проблем эколо- гического характера на стадии отбора проектов для финансирова- ния осуществляется их классификация по степени воздействия на окружающую среду. Ее целью является принятие решения о харак- тере и масштабе ЭО или экологического анализа, которые долж- ны быть проведены в связи с предполагаемым предоставлением кредита или займа. В результате проект относят к одной из трех категорий в зависимости от характера, масштабов и степени зна- чимости его воздействия на окружающую среду:
категория А — ЭО необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия на окружающую среду могут быть чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным;
категория В — достаточно проведения экологического анализа в более узких рамках, поскольку виды воздействия могут носить совершенно локальный характер;
категория С — особой необходимости в экологическом анализе нет, поскольку воздействие проекта на окружающую среду вряд ли окажется значительным.
В зависимости от конкретной ситуации ЭО может потребовать- ся для проектов и их элементов, которые, вероятно, будут вызы- вать отрицательные эффекты воздействия на окружающую среду и поэтому претендовать на отнесение к категории А:
плотины и водохранилища;
лесохозяйственные проекты, производство древесины;
крупные промышленные предприятия;
крупные оросительные и осушительные системы, а также про- тивопаводковые сооружения;
окультуривание ландшафтов инженерными методами и плани- ровка земель;
освоение месторождений полезных ископаемых, включая нефть и газ;
строительство портов и гаваней;
мелиорация и освоение новых земель;
переселение людей и освоение новых земель;
освоение речных бассейнов;
строительство тепловых и гидроэлектростанций;
производство, транспортировка и использование пестицидов и других опасных и(или) токсичных веществ.
Дать описание типа воздействия на окружающую среду доста- точно трудно. Обычно считают, что если проект связан с перечис- ленными ниже видами воздействий, то отнесение его к категории А вполне оправданно:
необратимое преобразование потенциально продуктивных или ценных земель, а также водных источников (природные леса, уча- стки дикой природы, водные объекты, имеющие рыбохозяйствен- ную ценность);
уничтожение естественных местообитаний, уменьшение био- логического разнообразия или природоохранной ценности есте- ственной системы;
создание риска для здоровья и безопасности населения (напри- мер, в результате образования, хранения и удаления опасных от- ходов, отсутствия должных мер, связанных с гигиеной труда и техникой безопасности, нарушение стандартов качества воды и воздуха);
перемещение значительного числа людей или предприятий;
отсутствие эффективных смягчающих или превентивных мер.
Одно из требований, предъявляемых к ЭО, выполняемой в пол- ном объеме, заключается в том, что должны быть приняты во вни- мание все другие проводимые или планируемые работы на терри- тории, охватываемой проектом, а также самопроизвольные явле- ния, возникающие в результате его осуществления. Например,
миграция населения в зону, освоенную в результате строительства
дороги.
Проекты и элементы, которые могут иметь эффекты воздей-
ствия на окружающую среду и для которых уместен ограниченный
по объему и охвату экологический анализ, могут быть отнесены к категории В:
сельскохозяйственные предприятия;
линии электропередачи;
небольшие оросительные и осушительные системы; использование возобновляемых источников энергии;
электрификация сельских районов;
туризм; системы водоснабжения и канализации в сельских районах;
проекты улучшения управления использованием ресурсов водо- сборного бассейна и реконструкция сооружений;
ограниченные по масштабу проекты реконструкции и повыше- ния технического уровня.
Проекты категории В часто отличаются от проектов категории А того же типа лишь масштабом.
К проектам и их компонентам, которые, как правило, не ока- зывают сколько-нибудь значительного воздействия на окружаю- щую среду (категория С), относятся: образование; планирование семьи;
здравоохранение;
питание;
совершенствование организационной структуры;
оказание технической помощи;
большинство проектов, связанных с людскими ресурсами. В соответствии с требованиями Всемирного банка отчет об ЭО конкретного проекта должен быть кратким. В нем освещаются лишь самые важные проблемы экологического характера. Глубина и сте- пень сложности экологического анализа должны быть соизмери- мы с видами и масштабами потенциальных воздействий проекта на окружающую среду. Отчет предназначен для заемщика, банка, разработчиков проекта и организаций-исполнителей. В нем обяза- тельно указываются политические, правовые и административные рамки, в которых проводится ЭО, и требования в части охраны окружающей среды, предъявляемые всеми организациями и уч- реждениями, участвующими в проекте. Затем приводятся исход- ные данные, рассматриваются наиболее значительные виды воз- действия проекта на окружающую среду, результаты оценки по- ложительных и отрицательных последствий, которые могут воз- никнуть в результате его осуществления.
Обсуждаются альтернативы в области планирования, капитало- вложений, выбора площадок, технологий, методов эксплуатации
оборудования и сравниваются между собой с точки зрения потен- циального воздействия на окружающую среды, капитальных и те- кущих затрат, соответствия условиям, требованиям по части орга- низационной базы, мониторинга и природоохранного обучения персонала. Желательно описать в количественных критериях для каждой из альтернатив затраты и выгоды, связанные с состоянием окружающей среды, и привести экономически выгодные значе- ния параметров среды, если возможно их определить.
В плане мониторинга состояния окружающей среды и экологи- ческих характеристик хозяйственного объекта следует указать, ка- ким будет его тип, кто должен его осуществлять, в какую сумму это может обойтись, какие дополнительные мероприятия, напри- мер, обучение персонала, необходимы.
Необходимо описать результаты обсуждения проекта с прави- тельственными органами, дать комментарии и замечания со сто- роны групп населения, охваченных воздействием проекта, и мес- тных неправительственных организаций.
Экологическая оценка должна гарантировать, что рассматри- ваемые варианты строительства и эксплуатации хозяйственных объектов экологически приемлемы и не нарушают устойчивости окружающей природной среды и что любые виды потенциального воздействия на нее будут распознаны на ранней стадии проекта и приняты во внимание при его разработке. Благодаря проведению ЭО внимание заемщика, банка и разработчиков проекта заблагов- ременно привлекается к экологическим аспектам предложенного проекта.
Фактически ЭО позволяет:
своевременно и реалистично рассмотреть экологические про- блемы;
уменьшить количество обязательных условий, относящихся к охране окружающей среды, в соглашении о предоставлении зай- ма, поскольку соответствующие меры могут быть приняты заранее или учтены при разработке проекта;
избежать при осуществлении проекта затрат и издержек, вы- званных внезапным возникновением непредвиденных проблем эко- логического характера.
Экологическая оценка способствует межведомственной коор- динации и является основой для рассмотрения вопросов, подня- тых группами населения, интересы которых затрагивает проект, и местными неправительственными организациями.
Несколько другой подход к ЭО практикует ЕББР. Он довольно близок к требованиям Всемирного банка, хотя и характеризуется некоторыми особенностями.
Типовой цикл выбора, подготовки, разработки и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционного кредита или займа у ЕБРР включает семь этапов:
начальное предложение;
уточнение концепции;
начальное рассмотрение;
подготовка проекта;
заключительное рассмотрение;
рассмотрение Советом директоров;
подписание.
На начальном этапе заемщик представляет банку бизнес-ре- зюме или бизнес-план. Информация, содержащаяся в начальном предложении, должна быть достаточна, чтобы определить заслу- живает ли проект дальнейшего рассмотрения банком. Если заслу- живает, то начинается уточнение концепции проекта. В плане ре- шения вопросов охраны окружающей среды на этом этапе заем- щик представляет дополнительную информацию относительно ее состояния и ожидаемого воздействия на нее. Если концепция проекта принята, то следующей стадией является начальное рас- смотрение. На этом этапе требуется более подробная информа- ция по окружающей среде. Банк рассматривает оценку ее состоя- ния и определяет исследования, необходимые для разработки Проекта, ответственность за которую несет заемщик. Банк оказы- вает консультации по вопросам охраны окружающей среды. За- ключительное рассмотрение охватывает финансовые, юридиче- ские, экономические, технические и природоохранные пробле- мы. Далее проектная документация представляется на рассмотре- ние Совета директоров. Эта документация включает раздел о воз- действиях проекта на окружающую среду. После одобрения Сове- том директоров документация о займе может быть подписана и заем может расходоваться.
Банки всегда озабочены тем, что растущая тенденция пра- вового регулирования охраны окружающей среды на всех уров- нях — местном, национальном и интернациональном — может привести к необходимости отвечать за последствия ее загрязне- ния окружающей среды перед дебитором. Поэтому им необхо- димо представить полную информацию обо всех необходимых согласованиях и подробно описать процедуру согласования. Сле- дует показать, что предлагаемый проект удовлетворяет всем ныне действующим, а также возможным в будущем требованиям и ограничениям.
Экологический риск может привести к тому, что в случае вы- нужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восста- новлением природной среды, лягут на кредитора. Поэтому эколо- гические ограничения должны быть четко отражены в бизнес-ре- зюме или бизнес-плане. Обычно раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает в себя следующие пункты.
1. Основные законодательные акты, необходимые для выполне- ния проекта со стороны властей (заемщик представляет список
основных нормативно-правовых документов, под действие кото- рых может попасть планируемый кредит или заем).
2. Основные разрешения, которые необходимо получить для выполнения проекта:
на общегосударственном уровне;
региональном уровне;
местном или муниципальном уровне.
Лицензионные требования (какие лицензии нужно получить, если таковые требуются для данного проекта).
Экологические нормы (конкретные экологические нормы, ко- торые должны быть соблюдены, чтобы проект получил одобрение соответствующих юридических инстанций; федеральные, региональ- ные и местные требования, относящиеся к проекту по вопросам охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда).
5. Контактное лицо по вопросам охраны окружающей среды (ФИО, адрес, телефон, факс).
6. Земля.
Местоположение.
История использования.
Использование земли, которая уже принадлежит заем- щику или будет куплена в связи с выполнением проекта.
Строительные объекты, предусматриваемые проектом.
Оценка воздействия на окружающую среду или экологиче- ская ревизия проекта.
Потенциальные обязательства по отношению к окружающей среде, если таковые предусмотрены.
Предполагаемое снижение нагрузки на окружающую среду.
Предлагаемые меры по улучшению состояния окружающей среды.
Экологическая политика заемщика.
Возможные экологические проблемы, связанные с реализа- цией проекта.
Статус консультаций с общественностью по поводу про- екта.
На начальной стадии ЭО по требованию ЕБРР представленные проекты должны быть отнесены к одной из двух категорий. Проек- ты, отнесенные к категории 1, требуют обязательной ЭО, а про- екты категории 2 такой оценки не требуют.
В соответствии с требованиями ЕБРР стандартный отчет по ЭО должен состоять из трех частей: краткого содержания отчета (ре- ферата); основной части, содержащей основные результаты эко- логической оценки; приложений к основной части. В приложениях даются данные анализов, копии документов природоохранных органов, иллюстративные материалы.
По всем потенциальным проектам ЭО проводится банком со- вместно с финансовой экспертизой. Требования к проектам изме-
няются в зависимости от их характера, степени экологического воздействия, потенциальной экологической ответственности или риска, связанного с прошлыми и будущими воздействиями, са- нитарно-гигиенических условий и других имеющих отношение к делу вопросов.
Очень часто экологические исследования раскрывают пробле- мы или потенциальные денежные обязательства, которые должны быть учтены в течение переговоров и для которых должны быть разработаны и/или проведены дополнительные исследования. В рядовом случае уровень экологических исследований определяет, как проект будет соответствовать национальным и интернацио- нальным требованиям.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением