logo
Питулько учебник

1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования

Процедура ОВОС, отвечающая требованиям «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федера- ции», утвержденного приказом Министерства охраны окружаю- щей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.94 № 222, проводилась чаще всего для проектов, осуществляемых крупными компаниями, заботящимися о своем международном имидже, для крупных проектов с участием иностранного капита- ла, а также проектов, финансируемых международными органи- зациями — Европейским банком реконструкции и развития, Все- мирном банке и т. п.

При этом в качестве нормативных документов, регулирующих процедуру ОВОС, использовались внутренние инструкции этих организаций, иногда адаптированные для российских условий. Например, «Руководство по проведению ОВОС» (1998), подго- товленное Международным центром обучающих систем под эги- дой Всемирного банка, предлагает развернутую и детальную трак- товку оценки воздействия на окружающую среду, совместимую как с российской нормативно-правовой базой, так и с процедура- ми Всемирного банка.

Руководство описывает основные этапы процесса ОВОС ин- вестиционного проекта различными органами власти. Оно было рекомендовано МПР России в качестве учебного материала по методике ее проведения.

Тем не менее, использование руководства инвесторами и орга- нами власти было ограничено, особенно в регионах. Вероятно, это было связано не только с недостаточным распространением дан- ного материала, но и с тем, что некоторые его рекомендации (на- пример, подготовка проекта «Заявления о воздействии на окружа- ющую среду») выходят за рамки требований российского законо- дательства.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера- ции» (утверждено приказом Госкомитета России от 16.05.2000 № 372) устраняет отмеченные несоответствия и пробелы в Поло- жении об ОВОС 1994 г. В нем разъясняется требование Федераль- ного закона «Об экологической экспертизе» о подготовке матери- алов по оценке воздействия и сформулированы современные прин-

ципы ЭО в российском нормативно-законодательном контексте. Положение касается не только оценки воздействия отдельных про- ектов, но может применяться и к объектам стратегического уров- ня (планам, программам и т.д.), а также к «непроектным» объек- там (таким, как новые технологии), т.е. ко всем видам деятельно- сти, для которых проводится ГЭЭ. В то же время конкретные тре- бования Положения практически применимы, прежде всего, для объектов проектного уровня.

Значимость Положения состоит не только в том, что оно вводит ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам ЭО, но и в том, что оно по-новому рассматривает уже существую- щие требования в этой области. Положение впервые интерпретиру- ет как единую систему такие элементы ЭО в России, как требова- ния к ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, про- цедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностью.

Существенными являются следующие принципиальные ново- введения:

оценка воздействия, проводимая заказчиком, и экологическая экспертиза рассматриваются во взаимосвязи как часть единой «на- циональной процедуры оценки воздействия»;

область применения описанной процедуры оценки воздействия распространена на все виды проектной деятельности и потенци- ально на стратегические решения, а не только на крупные проек- ты, перечисленные в приложении к Положению 1994 г.;

подробно описаны стадии оценки воздействия и установлены права и обязанности заказчика, органов государственной власти, общественности и других участников на каждой из этих стадий;

более четко установлена процедура участия общественности в оценке воздействия;

установлены требования к документации (материалам) по оцен- ке воздействия.

Важное место в российской системе экологической оценки за- нимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по эко- логическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет его содержание и цели применительно к предпроектной и проек- тной документации в ст. 6 этого документа.

Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной Деятельности в предпроектной и проектной документации осуще- ствляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окру- жающую природную среду, мероприятий для предотвращения не- гативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, сни- жения его до уровня, регламентированного нормативными доку- ментами по охране окружающей природной среды, а также сохра- нения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех

преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой дея- тельности.

До недавнего времени эта Инструкция была единственным до- кументом, определявшим требования к материалам ОВОС, кото- рые должны присутствовать в составе документации, представляе- мой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает ЭО стра- тегического и проектного уровня, поскольку она содержит разде- лы, посвященные экологическому обоснованию прединвестици- онной, проектной градостроительной, предпроектной и проект- ной документации, экологическому обоснованию техники, тех- нологии и материалов, материалов лицензий, а также экологиче- ские требования к нормативной документации. Например, в со- ставе обосновывающих материалов в предпроектной и проектной документации должны быть приведены характеристика природ- ных условий в месте размещения объекта, информация об истори- ко-культурном наследии, прогноз ожидаемых изменений в окру- жающей среде.

Поскольку Инструкция рассматривает экологическое обосно- вание как «совокупность доводов и прогнозов», она определяет лишь его содержание, не устанавливая требований к процедуре и методике подготовки, порядку документирования.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера- ции» 2000 г. рассматривает оценку воздействия как «процесс, спо- собствующий принятию экологически ориентированного управ- ленческого решения». Эффективность этого процесса обеспечива- ется совокупностью рассмотренных в настоящем разделе норма- тивных документов, регламентирующих экологически корректное проектирование народно-хозяйственных объектов.