1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
Процедура ОВОС, отвечающая требованиям «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федера- ции», утвержденного приказом Министерства охраны окружаю- щей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.94 № 222, проводилась чаще всего для проектов, осуществляемых крупными компаниями, заботящимися о своем международном имидже, для крупных проектов с участием иностранного капита- ла, а также проектов, финансируемых международными органи- зациями — Европейским банком реконструкции и развития, Все- мирном банке и т. п.
При этом в качестве нормативных документов, регулирующих процедуру ОВОС, использовались внутренние инструкции этих организаций, иногда адаптированные для российских условий. Например, «Руководство по проведению ОВОС» (1998), подго- товленное Международным центром обучающих систем под эги- дой Всемирного банка, предлагает развернутую и детальную трак- товку оценки воздействия на окружающую среду, совместимую как с российской нормативно-правовой базой, так и с процедура- ми Всемирного банка.
Руководство описывает основные этапы процесса ОВОС ин- вестиционного проекта различными органами власти. Оно было рекомендовано МПР России в качестве учебного материала по методике ее проведения.
Тем не менее, использование руководства инвесторами и орга- нами власти было ограничено, особенно в регионах. Вероятно, это было связано не только с недостаточным распространением дан- ного материала, но и с тем, что некоторые его рекомендации (на- пример, подготовка проекта «Заявления о воздействии на окружа- ющую среду») выходят за рамки требований российского законо- дательства.
«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера- ции» (утверждено приказом Госкомитета России от 16.05.2000 № 372) устраняет отмеченные несоответствия и пробелы в Поло- жении об ОВОС 1994 г. В нем разъясняется требование Федераль- ного закона «Об экологической экспертизе» о подготовке матери- алов по оценке воздействия и сформулированы современные прин-
ципы ЭО в российском нормативно-законодательном контексте. Положение касается не только оценки воздействия отдельных про- ектов, но может применяться и к объектам стратегического уров- ня (планам, программам и т.д.), а также к «непроектным» объек- там (таким, как новые технологии), т.е. ко всем видам деятельно- сти, для которых проводится ГЭЭ. В то же время конкретные тре- бования Положения практически применимы, прежде всего, для объектов проектного уровня.
Значимость Положения состоит не только в том, что оно вводит ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам ЭО, но и в том, что оно по-новому рассматривает уже существую- щие требования в этой области. Положение впервые интерпретиру- ет как единую систему такие элементы ЭО в России, как требова- ния к ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, про- цедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностью.
Существенными являются следующие принципиальные ново- введения:
оценка воздействия, проводимая заказчиком, и экологическая экспертиза рассматриваются во взаимосвязи как часть единой «на- циональной процедуры оценки воздействия»;
область применения описанной процедуры оценки воздействия распространена на все виды проектной деятельности и потенци- ально на стратегические решения, а не только на крупные проек- ты, перечисленные в приложении к Положению 1994 г.;
подробно описаны стадии оценки воздействия и установлены права и обязанности заказчика, органов государственной власти, общественности и других участников на каждой из этих стадий;
более четко установлена процедура участия общественности в оценке воздействия;
установлены требования к документации (материалам) по оцен- ке воздействия.
Важное место в российской системе экологической оценки за- нимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по эко- логическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет его содержание и цели применительно к предпроектной и проек- тной документации в ст. 6 этого документа.
Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной Деятельности в предпроектной и проектной документации осуще- ствляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окру- жающую природную среду, мероприятий для предотвращения не- гативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, сни- жения его до уровня, регламентированного нормативными доку- ментами по охране окружающей природной среды, а также сохра- нения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех
преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой дея- тельности.
До недавнего времени эта Инструкция была единственным до- кументом, определявшим требования к материалам ОВОС, кото- рые должны присутствовать в составе документации, представляе- мой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает ЭО стра- тегического и проектного уровня, поскольку она содержит разде- лы, посвященные экологическому обоснованию прединвестици- онной, проектной градостроительной, предпроектной и проект- ной документации, экологическому обоснованию техники, тех- нологии и материалов, материалов лицензий, а также экологиче- ские требования к нормативной документации. Например, в со- ставе обосновывающих материалов в предпроектной и проектной документации должны быть приведены характеристика природ- ных условий в месте размещения объекта, информация об истори- ко-культурном наследии, прогноз ожидаемых изменений в окру- жающей среде.
Поскольку Инструкция рассматривает экологическое обосно- вание как «совокупность доводов и прогнозов», она определяет лишь его содержание, не устанавливая требований к процедуре и методике подготовки, порядку документирования.
«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера- ции» 2000 г. рассматривает оценку воздействия как «процесс, спо- собствующий принятию экологически ориентированного управ- ленческого решения». Эффективность этого процесса обеспечива- ется совокупностью рассмотренных в настоящем разделе норма- тивных документов, регламентирующих экологически корректное проектирование народно-хозяйственных объектов.
- Оглавление
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Введение
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 1 нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы
- 1.1. Многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды
- 1.2. Экологическое законодательство Российской Федерации
- 1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
- 1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- 1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
- 1.2.4. Система подзаконных актов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
- 1.3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
- 1.3.1. Состояние нормативной базы в области проектирования
- 1.3.2. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов
- 1.3.3. Нормативно-методические основы проектирования
- 1.4. Развитие экологической экспертизы и овос в России
- 1.4.1. Развитие системы экспертиз в 80-е гг. XX в.
- 1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 2
- 2.1.1. Общие требования к экологической оценке проекта
- 2.1.2. Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов
- 2.2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России
- 2.2.1. Определение цели инвестирования
- 2.2.2. Обоснование инвестиций в строительстве
- 2.3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации
- 2.3.1. Обеспечение экологической безопасности
- 2.3.2. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования
- 2.3.3. Пространственное планирование как средство экологического обеспечения проектов
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 3 практические методы экологической защиты в тэо проектов
- 3.1. Механизмы устойчивости экосистем
- 3.2. Технические системы экологической безопасности
- 3.2.1. Системы зашиты атмосферного воздуха
- 3.2.2. Системы защиты водной среды
- 3.2.3. Системы обращения с отходами
- 3.3. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства
- 3.3.1. Опыт составления тэо проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов
- 3.3.2. Гидротехнические сооружения
- 3.3.3. Транспорт
- 3.3.4. Энергетика
- 3.3.5. Горнодобывающая промышленность
- 3.3.6 Коммунальное хозяйство
- 3.3.7. Лесное хозяйство
- 3.3.8. Сельское хозяйство
- 3.3.9. Характерные ошибки и недостатки проектов
- 3.4. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов
- 3.4.1. Особо охраняемые природные территории
- 3.4.2. Лесовосстановление и лесопитомники
- 3.4.3. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель
- 3.4.4. Инсинерация (сжигание) отходов
- 3.5. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты
- 3.5.1. Экологический мониторинг
- 3.5.2. История и состояние мониторинга в России
- 3.5.3. Проблемы организации мониторинга
- 3.5.4. Дистанционные и контактные методы
- 3.5.5. Панъевропейские системы экологического мониторинга
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Глава 4 элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях
- 4.1. Экологические требования при эксплуатации предприятий
- 4.2. Разрешения на пользование природными ресурсами
- 4.2.1. Лицензия и договор на пользование водным объектом
- 4.2.2. Лицензия на пользование недрами
- 4.2.3. Сертификация
- 4.2.4. Экологический аудит
- 4.3. Нормирование в области охраны окружающей среды
- 4.3.1. Виды и формы экологического нормирования
- 4.3.2. Основные механизмы экологического нормирования
- 4.3.3. Нормативы выбросов
- 4.3.4. Нормативы сбросов
- 4.3.5. Нормативы предельного размещения отходов
- 4.4. Экологический паспорт природопользователя
- 4.5. Система управления качеством окружающей среды на предприятии
- 4.5.1. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
- 4.5.2. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 5
- Процедуры экологического
- Сопровождения планируемой
- Хозяйственной деятельности в россии
- 5.1. Оценка воздействия на окружающую среду
- 5.1.1. Опыт сша в экологической оценке проектов
- 5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ
- 5.1.3. Основные принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду и ее приоритетные задачи
- 5.2. Основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
- 5.3. Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- 5.4. Нормативно-правовое обеспечение овос и экологической экспертизы
- 5.4.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- 5.4.2. Необходимость экологического законодательства и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды
- Глава 6 методы и средства овос и экологической экспертизы
- 6.1. Критериальная база оценок воздействия
- 6.1.1. Международные и российские требования1
- 6.1.2. Обобщенные критерии экологической безопасности
- 6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
- 6.2. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей овос
- 6.2.1. Структура эис
- 6.2.2. Программное обеспечение эис
- 6.2.3. Средства Интернета
- 6.3. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава7 оценка воздействия на окружающую среду
- 7.1. Основные понятия и принципы экологического обоснования планируемой деятельности
- 7.2. Стадии и этапы проведения овос
- 7.2.1. Порядок проведения овос
- 7.2.2. Подготовка технического задания на проведение овос
- 7.3. Состав материалов овос
- 7.3.1. Документация выбора площадки
- 7.3.2. Подготовка материалов овос
- 7.4. Планирование проведения овос
- 7.4.1. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту
- 7.4.2. Сбор специальных сведений по объекту
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- 7.5. Разработка рабочей гипотезы возможных изменений экологической ситуации
- 7.6. Анализ и прогноз экологической ситуации
- 7.6.1. Анализ исходных данных. Проведение оценки значимости экологической ситуации
- 7.6.2. Методы экологического прогнозирования
- 7.6.3. Прогнозная оценка значимости воздействий
- 7.7. Подготовка заключения
- 7.7.1. Состав итоговых материалов овос. Форма предоставления
- 7.7.2. Оценка полноты и качества овос
- 7.8. Требования Европейского банка реконструкции и развития к овос
- 7.9. Процедура овос в странах ес
- 7.9.1. Методологические особенности овос в странах ес
- 7.9.2. Проведение овос в странах ес
- 7.9.3. Достоинства и слабости овос в Нидерландах
- 7.10. Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых рф, ебрр и ес
- 7.11. Экологическая оценка и принятие решений
- Список литературы
- Глава 8 государственная экологическая экспертиза
- 8.1. Законодательные требования в области гээ
- 8.1.1. Принципы экологической экспертизы
- 8.1.2. Объекты экологической экспертизы
- 8.2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 8.2.1. Представление и рассмотрение документации
- 8.2.2. Проведение государственной экологической экспертизы
- 8.2.3. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
- 8.2.4. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы
- 8.3. Права и обязанности заказчика документации, представляемой на экологическую экспертизу. Финансирование гээ
- 8.4. Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов
- 8.5. Послепроектная экологическая оценка
- 8.5.1. Планы экологического менеджмента
- 8.5.2. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
- Упражнения
- Глава 9 стратегическая экологическая оценка
- 9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
- 9.2. Стратегическая экологическая оценка и устойчивое развитие
- 9.3. Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
- 9.4. Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 10 общественная экологическая экспертиза
- 10.1. Нормативно-правовое обеспечение
- 10.2. Порядок проведения
- 10.3. Финансирование оээ. Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Глава 11
- Государственный экологический
- Контроль за исполнением требований
- Заключения гээ
- 11.1. Государственный экологический контроль
- 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
- 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органов
- 11.1.3. Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации
- 11.2. Санкции за нарушение требований заключения гээ
- 11.2.1. Административная ответственность
- 11.2.2. Уголовная ответственность
- 11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о гээ
- 11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- 11.4. Система экологического менеджмента проектов
- Контрольные вопросы
- Упражнения
- Список литературы
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы.... 10
- Глава 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной
- Глава 3. Практические методы экологической защиты в тэо
- Глава 4. Элементы системы управления охраной окружающей среды
- Глава 5. Процедуры экологического сопровождения планируемой
- Глава 6. Методы и средства овос и экологической экспертизы 230
- Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду 290
- Глава 8. Государственная экологическая экспертиза 369
- Глава 9. Стратегическая экологическая оценка .413
- Глава 10. Общественная экологическая экспертиза 425
- Глава 11. Государственный экологический контроль за исполнением