logo
Питулько учебник

1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России

Российское законодательство по ЭО включает большое количе- ство нормативно-законодательных документов, изданных различ- ными ведомствами и использующих подчас различающуюся тер- минологию, а подходы, рекомендуемые в этих документах, не все- гда полностью соответствуют друг другу даже в том, что касается основных понятий. Ключевыми нормативно-законодательными актами в области экологической оценки в России, несомненно, являются Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и «Положение об оценке воздействия...» 2000 г. Они определяют об- щие принципы, а также регулируют как права и обязанности уча- стников процесса экологической оценки, так и порядок их взаи- модействия.

Система ЭО содержит такие элементы, как ГЭЭ и ОЭЭ, регу- лируемые экологическим законодательством, принципы и прави- ла подготовки прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, отраженные в СП и СНиПах, ведомственных ин-

струкциях, нормах участия общественности, содержащихся в за- конодательстве по градостроительству и землепользованию, и т.д. Более того, многие из вышеуказанных элементов регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне, а обилие ведомственных инструкций, порядков, правил, положений пре- допределяет возможную внутреннюю противоречивость элементов этой системы.

Нормативно-правовые документы по ЭО должны избегать вве- дения требовании, противоречащих уже существующим, что, по мнению авторов, делает новое Положение более совершенным. Оно вводит ряд определений, принципов и подходов, объединяющих ее существующие элементы в единую систему и показывающих возможные направления развития этой системы.

В частности, Положение характеризует национальную процедуру оценки воздействия как собственно оценку воздействия, проводи- мую заказчиком, и как экологическую экспертизу.

Само понятие «оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду» по определению включает не только выяв- ление и анализ возможных воздействий, но и разработку мер по их уменьшению, а также учет общественного мнения, что подра- зумевает взаимодействие с заинтересованными сторонами. Кроме того, Положение дает принципиально важные определения участ- никам оценки воздействия на окружающую среду, заказчику, а также разъясняет понятие «материалы по оценке воздействия».

Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России нача- лось не законодательным путем через основополагающий природо- охранный закон, а через нормативную документацию органа госу- дарственного управления, регулирующего непосредственно под- готовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности.

Безусловно, практика и опыт мирового сообщества в области разрешения экологических проблем помогли России приступить к разработке и освоению методологии ОВОС и начать применять ее при подготовке хозяйственных решений. Принципиальное значе- ние в организации этой деятельности имело создание ГЭЭ, ана- лиз и обобщение результатов которой позволили сформулировать цели, задачи проведения ОВОС, обозначить исполнителей и уча- стников этого процесса, определить роль общественности и уста- новить ответственность заказчика за нарушение правил в данной области.