logo
shporochki_ekologia

Структура управления охраной окружающей среды в рб, законы об охране природы.

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государ­ственный план развития народного хозяйства на десятую пяти­летку (1975—1980). Задания по охране природы устанавлива­лись в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансирован­ности планов, то есть несоответствия между плановыми задани­ями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.

Новые подходы к эколого-экономическому планированию наметились при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991 —1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе­рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ­ного природопользования на основе применения преимущес­твенно экономических методов управления в сочетании с право­выми и воспитательными мерами.

Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес­публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991 — 1995 гг. и на перспективу до 2000 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела­руси, прекращение финансирования ряда экологических про­грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.